антифашизм

Человек в высоком замке

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Филип Киндред Дик
Информация о произведении
Полное название: 
Человек в высоком замке; Затворник из горной твердыни; Человек из высокого замка; The Man in the High Castle
Дата создания: 
1962
История создания: 

[...]Но самое главное — это написание, акт создания романа, потому что когда я это делаю, в тот самый момент, я живу в том мире, о котором пишу. Он реален для меня, абсолютно и совершенно. Потом, когда я заканчиваю, я останавливаюсь и покидаю тот мир навсегда — это уничтожает меня. Женщины и мужчины перестают говорить. Они больше не двигаются. Я один, без денег, и, как я уже говорил, мне почти сорок.
   Где мистер Тагоми, главный герой романа «Человек в высоком замке»? Он бросил меня; мы оторваны друг от друга. Перечитывание романа не восстановит нашу связь, не даст мне возможности снова поговорить с ним.
   Как только роман написан, он говорит со всеми, кроме меня.[...]

обложка

Филип Дик говорил, что постоянно обращался к И цзин, когда писал свой роман. Чтобы определить какие гексаграммы выпадали у его персонажей при гадании, он сам гадал по И цзин. Также он сказал, что позже он никогда так не делал, потому что из-за И цзин роман вышел каким-то незаконченным. И цзин проходит путеводной нитью через весь роман. Многие персонажи гадают по ней, принимая важные решения. А Готорн Абендсен всю «Саранчу» написал, советуясь с Книгой Перемен. Википедия

[...]Наивеличайшая угроза двадцатого века - это тоталитаризм.

Манн Томас

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Пауль Томас Манн, Paul Thomas Mann
Информация об авторе
Даты жизни: 
1875 — 1955
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Германия
Творчество: 

Томас Манн завершил эпоху буржуазного романа. После смерти Толстого не было более мощного эпического гения; по грандиозности замыслов возле него можно поставить разве только Пруста и Музиля. Пустота, которая образовалась после его ухода, едва ли может быть заполнена. С Томасом Манном доносится до нас дыхание европейской эпической прозы, постепенно угасшей во Франции, в России и, наконец, в странах немецкого языка, чтобы окончательно отойти в прошлое после Второй мировой войны. Попытки воскресить ее были обречены на неудачу.
/Б. Хазанов/

Остается еще один вопрос: как это могло произойти, что его книги столь всемирно известны. Здесь, пожалуй, можно сослаться на Зигфрида Кракауэра, который в 1931 г. насчет опроса «Франкфуртер Цайтунг» о книгах Манна, пользующихся огромным успехом, отметил, что успех его книг объясняется не литературным, а социологическим феноменом. Томас Манн занял заурядную позу видного бюргерского писателя, он прославлял великое бюргерство, и даже там, где он подтрунивал над признаками его упадка, это не причиняло боли, так как это не было настоящим уколом. И именно это нравилось отмирающему великому бюргерству всего мира, которое могло еще раз удовлетворенно вздохнуть: как же всё тогда было прекрасно и гармонично, ни у кого не было надобности чувствовать себя потерянным.
/Х. Э. Носсак/

Могила Т. Манна в Швейцарии (Цюрих)

 

Художественные произведения
В библиотеке Мошкова
На Bookz.ru
В библиотеке Альдебаран
На сайте «Томас Манн» - с некоторым количеством дополнительной информации (небольшим по объему и по охвату)
В библиотеке Imwerden
В «Литературной коллекции»

Публицистика
Фрейд и будущее (доклад, пер. С. Апта)
Прощальные письма европейских борцов Сопротивления
Об учении Шпенглера
Философия Ницше в свете нашего опыта
Август фон Платен
Генрих фон Клейст и его повести
Рассуждения аполитичного
Культура и социализм

Критика и текстология
Г. Лукач. Новеллы Томаса Манна
Г. Лукач. Томас Манн о литературном наследстве
Б. Хазанов. Томас Манн и окрестности
Статья Х. Э.  Носсака к столетию со дня рождения Томаса Манна (пер. и комментарий С. Мельник) – краткое и экспрессивное объяснение того, почему Томас Манн не должен был писать )
В. Резник. Творчество Томаса Манна
Е. М. Мелетинский. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Поэтика мифа
Е. В. Андриенко. Особенности декадентского мировоззрения в творчестве Томаса Манна
Глава о Манне из книги Е. А. Леоновой «Немецкая литература конца XIX – начала XX века
М. Свердлов. Миф в XX веке: Томас Манн
С. Мельник. Философские основы публицистики Томаса Манна
В. Скуратовский. Романный репортер
М. Вуд. Взгляд и намек

Т. Манн и русская литература
Л. Дымерская-Цигельман. Томас Манн и Василий Гроссман: уроки исповедальной литературы
Л. Дымерская-Цигельман. Дискуссия о тоталитаризме. Томас Манн и Николай Бердяев
О толстовском влиянии в творчестве Т. Манна
 А. Б. Ботникова. Томас Манн о Чехове (материалы Чеховской конференции)

Автограф подписи Томаса Манна

"Мы, немцы, боимся только бога, а больше ничего не боимся на свете". Прочитав вслух эти слова из очередной речи Бисмарка, сенатор Томас Иоганн Генрих Манн вздохнул над газетой и тихо сказал:

Уэллс, Гитлер и Всемирное государство

Средняя оценка: 7.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Оруэлл Джордж
Информация о произведении
Полное название: 
Уэллс, Гитлер и Всемирное государство
Дата создания: 
август 1941

Замечательное понимание движущих сил истории.

 

(частично)

Александр Македонский

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Карел Чапек
Информация о произведении
Полное название: 
Александр Македонский
Дата создания: 
1937
История создания: 

Апокриф "Александр Македонский" принадлежит к боевым антифашистским произведениям Чапека. В 1936 году в побасенке "Александр Македонский" Чапек использовал образ Александра для обличения фашистской идеи мирового господства. Характер отношений между Александром и философом Аристотелем, к которому Александр обращается с просьбой философски обосновать провозглашение его богом, так как этого требует "политическая необходимость", был намечен писателем уже в побасенке "Тиран и философ", написанной в 1934 году, вскоре после захвата власти немецкими фашистами.

Письмо от Александра Македонского, Аристотелю из Стагира, директору лицея в Афинах.

Война с саламандрами

Средняя оценка: 7.8 (12 votes)
Полное имя автора: 
Карел Чапек
Информация о произведении
Полное название: 
Война с саламандрами (утопический роман), Valka s mloky
Дата создания: 
1935
История создания: 

Роман "Война с саламандрами" был окончен Чапеком в августе 1935 г. Впервые напечатан был в газете "Лидове новины" (с 21-го сентября 1935г. по 12 января 1936), в 1936 г. был издан отдельной книгой с подзаголовкои "Утопический роман", позже выходил без подзаголовка.
-------------------------------------------
...Адольф Гитлер узнал себя в образе Верховного Саламандра и объявил писателя своим личным врагом...


Карел Чапек "О создании романа "Война с саламандрами""

Мне был задан вопрос, - что натолкнуло меня на создание "Войны с саламандрами" и почему я выбрал именно, саламандр в качестве носителей действия своего так называемого романа-утопии о гибели человеческой цивилизации. Итак, если я должен ответить со всей откровенностью, что меня привело к этому, то придется честно признаться, что поначалу я, собственно, никакой утопии писать не собирался.

У меня нет особого пристрастия к утопиям; прежде чем я начал писать своих "Саламандр", у меня был на уме совсем другой роман; я задумал образ хорошего человека, очень похожего на моего покойного отца, образ деревенского врача в окружении пациентов; из-под моего пера должна была выйти идиллия из жизни врача и вместе с тем некоторый экскурс в патологию общества. Я не мог нарадоваться этому сюжету, вынашивая его неделями и месяцами, но целиком он все-таки меня не захватывал. Мешало смутное ощущение, что в нашем полном разлада мире, каким он был тогда и каким остается сейчас, этому добряку доктору, пожалуй, нечего делать. Да, он мог лечить людей и облегчать их боль, но был слишком далек от тех болезней и болен, которыми страдает мир. Я думал о хорошем докторе, в то время как весь мир говорил об экономическом кризисе, национальных экспансиях и будущей войне. Я не мог полностью отождествить себя со своим доктором, потому что мною, - хотя это, по всей вероятности, от писателей не требуется, - владела и все еще владеет тревога за судьбу человечества. Разумеется, и я никак, собственно, не могу отвратить то, что угрожает человеческой цивилизации; но я по крайней мере не в силах не видеть этого и не думать об этом почти постоянно.

В то время-дело было весной прошлого года, когда в экономике мира обстоятельства складывались прескверно, а в политике и того хуже, - я по какому-то поводу написал фразу: "Вы не должны думать, что развитие, которое привело к возникновению нашей жизни, было единственно возможной формой развития на этой планете". С этого и началось. Эта фраза и повинна в том, что я стал автором "Войны с саламандрами".

Ведь и в самом деле: отнюдь не исключено, что при благоприятных условиях иной тип жизни, скажем иной зоологический вид, чем человек, мог бы стать двигателем культурного прогресса. Человек со всей своей цивилизацией и культурой, со всей своей историей развился из класса млекопитающих, из отряда приматов; но ведь вполне вероятно, ч го подобная же эволюционная энергия могла бы окрыляюще подействовать на развитие другого зоологического вида. Не исключено, что при определенных жизненных условиях пчелы или муравьи могли бы развиться в высоко интеллектуальные существа, способности которых к созданию цивилизации были бы ничуть не ниже наших. Легко допустить это и в отношении других разновидностей фауны. При благоприятных биологических условиях какая-то цивилизация, и, может быть, не более низкая, чем наша, могла бы возникнуть и в водных глубинах.

Такова была моя первая мысль, а вторая сводилась к следующему. Если бы иной зоологический вид, чем человек, достиг ступени, которую мы называем цивилизацией, то, как вы думаете: стал бы он совершать такие же безумства, как человечество? Вел бы такие же войны? Переживал бы такие же исторические катастрофы? И как бы мы смотрели на империализм ящеров, на национализм термитов, на экономическую экспансию чаек или сельдей? Что бы мы сказали, если бы иной зоологический вид, чем человек, провозгласил, что, ввиду своей образованности и многочисленности, только он один имеет право заселить весь земной шар и господствовать над его жизнью?

Именно это сопоставление с человеческой историей, причем с историей самой актуальной, и заставило меня сесть к письменному столу и написать "Войну с саламандрами". Критика сочла мою книгу утопическим романом, против чего я решительно возражаю. Это не утопия, а современность. Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем. Тут дело не в моем стремлении фантазировать - фантазии я готов сочинять даром, да с походом и когда угодно, - если кто захочет; тут мне важно было показать реальную действительность. Ничего не могу с собой поделать, но литература, не интересующаяся действительностью и тем, что действительно происходит на свете, литература, которая не желает реагировать на окружающее с той силой, какая только дана слову и мысли, - такая литература чужда мне.

В этом-то все и дело: я писал своих "Саламандр", потому что думал о людях. Саламандр же я выбрал для своей аллегории не потому, что люблю их больше или меньше, чем иные божьи создания, но потому что однажды скелет исполинской саламандры третичного периода по ошибке был действительно принят за окаменевший скелет нашего человеческого предка; следовательно, из всех животных саламандры имеют наибольшее историческое право выступить на сцену в роли нашего подобия. Но хотя саламандры послужили лишь предлогом для изображения человеческих дел, автору пришлось вживаться в их образ; при таком эксперименте легко подмочить свою репутацию, но в конечном счете дело это столь же удивительное и столь же страшное, как и вживание в образ человеческих существ.

(1936)

Чапек Война с саламандрами



Пять эссе на темы этики

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Умберто Эко, Umberto Eco
Информация о произведении
Полное название: 
Пять эссе на темы этики, Cinque scritti morali
Дата создания: 
1997
История создания: 

Содержание:
1. Когда на сцену приходит другой
2. Осмысляя войну
3. Вечный фашизм
4. О прессе
5. Миграция, терпимость и нестерпимое

     Эссе на темы: что заменяет Бога атеисту, каковы психологические результаты последней мировой войны, чем объяснить живучесть фашизма, какое место занимает пресса в наше время и есть ли оправдание расизму.

По небу полуночи

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Андрей Платонович Платонов
Информация о произведении
Полное название: 
По небу полуночи
Дата создания: 
1936
История создания: 

"После ареста сына он пишет рассказ "По небу полуночи". Герой рассказа, лейтенант Эрих Зуммер, чтобы доказать свой ум и оригинальность, сказал своей невесте Кларе о русских и китайцах, что они теперь самые лучшие, самые одухотворенные люди на земле. [...]
Он понял, что Клара сообщит о нем в тайную полицию, и ждал ареста; ведь ей не от кого было научиться поступать иначе, "а он не успел ее ничему научить, потому что только любил ее и считал это достаточным".
Но арестован он не был. Наверно, потому, что там был непорядок и руки не дошли до него или схватили кого-нибудь другого вместо него. Платонов винит себя в том, что он ничему сына не научил. Потому что только любил его."
М. Ковров. Русский канон. С сайта газеты "Завтра"

_______

"Печатали его редко, где-то, что-то, чуть-чуть... Но я помню, еще перед войной у него были антифашистские рассказы. Он давал мне читать свой "Мусорный ветер" - антифашистский рассказ - и с недоумением разводил руками: "Не печатают, ведь это антифашистский рассказ". (Очевидно, речь идет о рассказе "По небу полуночи". - Ред.) Это было время, когда Сталин с Гитлером заключили договор, когда Молотов целовался с Риббентропом, и, конечно, антифашистские рассказы тоже не могли быть напечатаны..."
В. Трошкина, из воспоминаний о Платонове, с сайта журнала "Москва" 

Сошедший с ума плакат.

 


 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img181.imageshack.us/img181/6840/655052qd9.jpg

Мусорный ветер

Средняя оценка: 8.8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Андрей Платонович Платонов
Информация о произведении
Полное название: 
Мусорный ветер
Дата создания: 
1933-1934
История создания: 

Текстолог Горький сказал, что "Мусорный ветер" "граничит с мрачным бредом". Действительно странно, ведь двадцатый век был образцом светлого здравомыслия.
Отзыв Максима Горького, 1934, стр. 9

_______

Обстоятельства, при которых писался рассказ (из донесений в Секретно-политический отдел ОГПУ), с сайта Хронос 


 

Общая художественная характеристика двадцатого века в лицах и обстоятельствах.

 


 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

Ленты новостей