эзотерика

Метаморфозы/Золотой осел

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Апулей Луций, Apuleius, Lucius(?)
Информация о произведении
Полное название: 
Metamorphoseon, libri XI/Asinus aureus
Дата создания: 
138—161 н.э
Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в 11 книгах, единственный сохранившийся латинский роман, основанный на Превращениях Луция из Патр, сокращенный вариант которых Луций, или Осел сохранился под именем Лук

Майринк Густав

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Густав Майринк (Gustav Meyrink)
Информация об авторе
Даты жизни: 
19 января 1868 - 4 декабря 1932
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Австрия, Германия
Творчество: 
А что касается "слова", то это не просто средство общения для нуждающихся в болтовне,
это нечто бесконечно более значительное и вместе с тем  — более опасное! Оно может творить
и разрушать или, по меньшей мере, стать тому  причиной".
Густав Майринк

     Произведения Майринка по большей части содержат обращения к разного рода магическим и мистическим школам — каббале, христианской мистике, йоге и др. и попытки рефлексии по поводу возможности их как-то соотнести или увязать друг с другом. Однако в мистике он оставался дилетантом. Гершом Шолем, эксперт в иудейской мистике, сказал, что работы Майринка основаны на поверхностных источниках и не имеют связи с настоящими традициями.

1900-е — короткие сатирические рассказы в журнале "Симплициссимус" (подписывался фамилией матери)
1903 — сборник рассказов "Горячий солдат и другие рассказы"
1904 — сборник рассказов "Орхидеи: Странные истории"
1907 — сборник рассказов "Кабинет восковых фигур", книга "Завещание Кернингса" (под псевдонимом Кама)
1909-1913 — сборник рассказов "Волшебный рок немецкого филистера"
1912 — драмы "Совет санитара", "Мальчуган", "Рабыня из Родуса"
1913 — сборник рассказов "Лиловая смерть" и другие рассказы"
1913-1914 — роман "Голем"
1914 — драма "Часы"
1916 — роман "Зеленый лик", сборник рассказов "Летучие мыши"
1917 — роман "Вальпургиева ночь"
1921 — роман "Белый доминиканец"
1923 — брошюра "На границе с потусторонним" (опыт эзотерических исследований)
1925 — рассказы "Истории алхимика", "Приключения поляка Сендивогиуса", "Странный гость", "Монах Ласкарис", "Майстер Леонгард"
1927 — роман "Ангел западного окна"
     Посмертные издания рассказов:

    1933 — "Бабушка водяного пара"
    1935 — "Бессмертие"
    1948 — "Мое просветление к пророку"
    1952 — "Лоцман" (автобиографический расска), "Из моего дневника"
    1973 — "Дом алхимика"
    1976 — "Превращение крови"

         "Голем" и "Зеленый лик" выдержали огромные для Европы тиражи в 100 × 40 тысяч экземпляров.
         После "Вальпургиевой ночи" интерес к Майринку в литературных средах сошел на нет и выпуск "Белого доминиканца" и "Ангела западного окна" остался практически незамеченным. Волна популярности спала так же быстро, как поднялась. В 1933 году его произведения были объявлены "идеологически вредными" и сожжены сначала в Германии, а через пять лет — и на родине писателя, в Австрии. В 30-40-е - 50-е годы о Майринке практически никто не вспоминал, пока в начале 60-х годов не начался новый бум "черного романтизма".

    * * *
         В России публика познакомилась с произведениями Майринка в 1910-х. Известно, что в 1913-1914 годах в Петербурге мечтали поставить балет по одному из рассказов писателя и что сам автор приезжал в Россию, чтобы познакомиться с композитором, труппой и постановщиком. Планам не суждено было осуществиться, вероятно, помешала начавшаяся Первая мировая война. Однако читательское освоение его прозы продолжалось: в 1922 году появился русский "Голем" в переводе Давида Выгодского, а годом позже в Петрограде был издан сборник, составленный из рассказов Майринка. Прозой писателя увлекались в 1920-е и даже в 1930-е. И все же неудивительно, что позже путь к отечественным читателям для Майринка был закрыт — слишком плохо совмещалось его наследие с господствовавшей идеологией. В последнее десятилетие XX века прозу Майринка снова начали издавать и читать в России.
    __________
Биография: 

      Незаконнорожденный сын немецкого барона, государственного министра Карла Варнбюллера фон Геммингена и известной австрийской актрисы Марии Майер. Отец долгое время не признавал внебрачного сына, стремясь оградить от нападок свою семью, а также сохранить высокое положение вюртембергского министра и продолжить политическую карьеру. Он, не скупясь, оплачивал прекрасное образование сына, в остальном же — старался держаться от ребенка как можно дальше.
1886 год     До 1881 Густав живет с матерью в Мюнхене, где посещает школу и гимназию. Переезжает по месту нового ангажемента матери в Гамбург, затем через два года — в Прагу, где в 1883 заканчивает с отличием местную гимназию. В Праге после отъезда матери ведет образ жизни молодого денди, занимается спортом — греблей и шахматами, учится в коммерческой школе, а в 1889 с компаньоном основывает банкирский дом "Майер и Моргенштерн".
     В 1892 двадцатичетырехлетний Майер, переживавший глубокий духовный кризис, решил наложить на себя руки. Он уже стоял на столе с пистолетом в руке и собирался расстаться с жизнью, когда что-то зашуршало под дверью, и он увидел, как в щель ему просунули тонкую брошюрку под странным названием «Жизнь после смерти» (этот случай Майринк позже опишет в посмертно опубликованном рассказе "Лоцман"). Это произвело на него такое сильное впечатление, что он резко изменил свое намерение. Мистическое совпадение во многом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он начал серьезно увлекаться эзотерикой и оккультизмом — вступает в теософскую ложу "У голубой звезды", изучает труды Блаватской, интересуется паранормальными явлениями, телепатией, алхимическими опытами, участвует в медиумических сеансах, переписывается с английскими масонами. Водит знакомство с авангардистски настроенными поэтами, актерами и художниками, в 1895 основавшими объединение "Юная Прага", куда входили Райнер Мария Рильке, Оскар Винер, Пауль Леппин, актер Александр Муасси, художники Гуго Штайнер и Эмиль Орлик.
     В этом же, 1892 году, женился на Ядвиге Марии Цертль, но довольно быстро разочаровался в этом браке и не разводился до 1905 лишь из-за упорства супруги и некоторых юридических деталей.
     В 1902 Густаву Майеру пришлось пройти через ряд судебных разбирательств из-за попыток дуэли с австрийским офицером. В это же время банк "Майер и Моргенштерн" был подвергнут проверкам — подозрения касались использования оккультных методов с целью обмана клиентов. Майер был взят под стражу и провел в тюрьме два с половиной месяца. Проверки не выявили никаких нарушений, но репутация банкирского дома была подорвана. Густав Майер прекращает заниматься банковским делом и решает посвятить себя литературе.
     К этому времени в мюнхенском журнале "Симплициссимус" под фамилией Майринк уже были напечатаны его первые рассказы, а в Мюнхенском издательстве Альберта Лангена вышли первые книги. В 1903 Майринк переезжает в Вену, где занимается переводами и издает сатирический журнал "Милый Августин". Ему удается привлечь к работе единомышленников, сторонников модернистского направления в литературе и живописи.
     Майер продолжает участвовать в спиритических сеансах, метафизических опытах, пробует новые оккультные техники, занимается йогой, которая позволяла ему легче переживать сильную боль в позвоночнике. В это же время он встречается с эзотерической группой итальянца Джулиано Креммерца (наст. имя Чиро Формизано), называемой "Цепью Мириам". Общение с Креммерцем и посвящение в оккультную герметико-тантрическую практику "Цепи Мириам" отразилось на всех последующих литературных произведениях и особенно на романе "Голем". Постепенно скептицизм начинает пронизывать его увлечение эзотерикой. Становится ясно, что ожидаемые на этом пути расширение сознания и выходы в иные миры если и возможны, то отнюдь не в такой мере, как предполагают восторженные неофиты. Тем не менее, окончательно с оккультизмом писатель никогда не порывал.
     В 1905 женился на Филомине Бернт, которую знал еще с 1896 года. С новой женой они часто путешествуют по Европе.
     В 1906 переезжает в Мюнхен, литературную столицу Германии того времени. Здесь выходят журналы модернистского направления "Югенд", "Симплициссимус", "Мерц". Деформация культурных ценностей, происходившая в первые десятилетия 20 в., находит выражение в одном из ответвлений модернизма — экспрессионизме. Центры экспрессионизма — Прага и Вена. Экспрессионисты предельно заостряют наиболее важные черты реальности вплоть до их гротескового, фантастического искажения. Отсюда тяготение к подчеркнутой эмоциональности, трагизму, мистике. Майринк находится в центре художественных и концептуальных поисков своего времени — публикует в "Мерце" литературные пародии и путевые зарисовки, занимается переводами, вместе с литератором Рода Рода пытается писать драматические произведения. Это наиболее продуктивный период его жизни, когда были написаны самые известные романы "Голем" и "Зеленый лик".
     16 июля 1906 года у него родилась дочь Фелицитас Сибилла, а в 1908 году в Мюнхене — сын Харро Фортунат. Новую семью Майринк не мог прокормить лишь своими рассказами, а потому ему пришлось стать переводчиком, и он оказался довольно плодовитым на этом поприще: за пять лет ему удалось перевести на немецкий пять томов Чарльза Диккенса. Он продолжал переводить до самой своей смерти, включая различные оккультные тексты и даже «Книгу мертвых». В 1911 году Майринк с семьей переезжает в маленький баварский городок Штарнберг.
     В 1919, когда он был уже известным писателем, Варнбюллеры предложили ему принять семейную фамилию. Однако Майринк от этого предложения отказался.
     К 1920 году финансовые дела писателя существенно поправились и он смог купить виллу в Штарнберге. Вскоре ее стали называть "Домом у последнего фонаря" (по названию дома в романе "Голем").
     В 1927 году принимает буддизм и полностью посвящает себя медитативной практике.
     Зимой 1932, катаясь на лыжах, сын Майринка, Фортунат, получает тяжёлую травму позвоночника. В результате чего оказывается обречён провести остаток дней в инвалидном кресле. Не в силах смириться с этим, 12 июня 1932 года, в возрасте 24 лет, его сын кончает с собой, в том же возрасте, в котором попытку самоубийства предпринимал его отец. Майринк пережил своего сына только на полгода. Он скончался 4 декабря 1932, похоронен рядом с могилой сына на штарнбергском кладбище. Его надгробие, увитое плющом, украшено лишь одним словом — "Vivo" ("Я живу"). Буквы, высеченные на камне, образуют крест.
     Его жена, которая пережила его на 30 лет, писала, что он чувствовал приближение конца и просил ее не волноваться и не суетиться. Он встретил смерть так же, как и герои его романов: с достоинством и твердой уверенностью, что это лишь переход бессмертного «Я» из одного состояния в другое.

__________

     Настоящее имя — Густав Майер (Gustav Meyer).

Письмо

Средняя оценка: 3 (1 vote)
Полное имя автора: 
Сергей Ануфриев
Информация о произведении
Полное название: 
Письмо
История создания: 

Адресовано Павлу Пепперштейну, соавтору книги "Мифогенная любовь каст"

 

Путь неба и земли может быть полностью выражен в одной фразе: так как он лишен двойственности, то поэтому невозможно постичь, как он создает вещи.
Ли Цзи гл. "Учение о середине"

Об автономии искусства

Средняя оценка: 5.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Андрей Монастырский
Информация о произведении
Полное название: 
Об автономии искусства
Дата создания: 
1981

Генезис литературы московского концептуализма. (И вообще современной российской литературы)

Алеф

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Хорхе Луис Борхес
Информация о произведении
Полное название: 
Алеф
Дата создания: 
1949
История создания: 

Входит в авторский сборник "Алеф", 1949

 

                      


 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img183.imageshack.us/img183/2425/gephildrawing3go7.jpg

Ленты новостей