Лара

Еврипид

Средняя оценка: 9 (5 votes)
Полное имя автора: 
Еврипид
Информация об авторе
Даты жизни: 
480 г. до н.э. (о. Саламин) - 406 г. до н.э. (Македония)
Язык творчества: 
Древнегреческий
Страна: 
Древняя Греция, Афины
Творчество: 

Трагедии (в скобках указывается дата первой постановки):

  • Алкеста (438 г. до н.э.);
  • Медея (431 г. до н.э.);
  • Гераклиды (430 г. до н.э.);
  • Ипполит (428 г. до н.э.);
  • Андромаха (425 г. до н.э.);
  • Гекуба (424 г. до н.э.);
  • Просительницы (между 424-420 гг. до н.э.);
  • Геракл (20-е годы V в. до н.э.);
  • Троянки (415 г. до н.э.);
  • Ифигения в Тавриде (ок. 414 г. до н.э.);
  • Электра (413 г. до н.э.),
  • Елена (412 г. до н.э.),
  • Ион (ок. 412 г. до н.э.),
  • Финикиянки (ок. 411 г. до н.э.);
  • Орест (408 г. до н.э.);
  • Вакханки (405 г. до н.э.);
  • Ифигения в Авлиде (после 408 г. до н.э.);
  • Рес - авторство Еврипида под сомнением.

Драма сатиров:

  • Киклоп (дата постановки неизвестна).

Примечание: драмы сатиров, близкие по типу к комедиям, по традиции завершали трагические трилогии. По мнению историков литературы, драмы этого типа были наиболее близки древнейшим фольклорным формам. «Киклоп» - единственное произведение в этом жанре, написанное Еврипидом и дошедшее до нас.

Тексты в сети:
Архив трагедий (21 файл) на Readal.ru
Трагедии Еврипида в формате txt

Биография: 


Родился ок. 480 г. до н.э. на острове Саламин, где провел большую часть жизни, предаваясь литературным и философским занятиям. Первые пьесы поставлены в 455 г. до н.э., с этого момента Еврипид становится главным постоянным соперником Софокла на афинской сцене. Большинство произведений Еврипида не имели особого успеха у публики, его творческая судьба складывалась трудно. Как драматург и личность Еврипид даже неоднократно становится "героем" комедий V в. до н.э., где его необычный стиль, гуманизм и трагическое ощущение жизни подвергаются недобрым насмешкам. В 408 г. Еврипид покидает Афины и обосновывается в Македонии при дворе царя Архелая. Популярность приходит к Еврипиду уже после смерти, наступившей в 406 г. до н.э. Его последние трагедии, в том числе «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде», были поставлены в Афинах посмертно.

Бюст Еврипида. Римская копия с греческого оригинала. Рим, Ватикан

Ссылки на общественную деятельность: 

На протяжении всей своей жизни Еврипид сторонился общественной деятельности, предпочитая уединенную жизнь поэта-философа, откликаясь на «злобу дня» лишь своими произведениями.
Из философов наиболее сильное влияние на Еврипида оказали Анаксагор и софисты. Однако сам поэт последователем какой-либо философской школы не был.
В сфере политики Еврипид был убежденным сторонником афинской демократии, впрочем, отлично видя ее недостатки. Высказываясь на общественно-политические темы, он отстаивал ценность среднего класса как стабилизатора общественного строя и государства в целом. Он с почти равной неприязнью относился как к бездельникам-богачам, так и к полумаргинальным городским низам, всегда готовым устроить бунт или грабеж. В трагедии «Орест» содержится вполне ясное высказывание на социальную тему: «Только они спасут страну». «Они» - это автурги, крестьяне-единоличники, можно сказать, фермеры, страдающие и от войн, и от конкуренции рабского труда. В этой трагедии также дана резкая сатира на дебаты в народном собрании, в котором доминирует тупая и завистливая толпа, легко направляемая демагогами.
Во время Пелопонесской войны Еврипид стоит на патриотических позициях, отраженных в его трагедиях «Гераклиды» и «Просительницы», прославляющих Афины как страну-покровительницу угнетенных (в отличие от агрессивной Спарты). Но за пределами темы защиты родины Еврипид рассуждает как последовательный пацифист – эти его взгляды ясно прочитываются в трагедиях «Ифигения в Авлиде», «Троянки» и многих других.
Оригинальностью благодаря своей опережающей время гуманности отличались взгляды Еврипида на рабство, семейную жизнь и религию. Еврипид демонстрировал сочувствие и уважение к рабам, как к равным относился к женщинам (особенно в своем творчестве), и занимал открыто критическую позицию по отношению к традиционной религии и мифологии, осмеливаясь оценивать деяния богов с точки зрения нравственности, а, следовательно, прямо осуждая их жестокость и мстительность.

Еврипид знаменует собой целую эпоху в развитии греческой драмы, или вернее, мировой драмы, поскольку в годы жизни Еврипида ни

Ленты новостей