римская империя

Ромул Великий

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Фридрих Дюрренматт
Информация о произведении
Полное название: 
Ромул Великий (Romulus der Grosse)
Дата создания: 
1949
История создания: 

Премьера пьесы состоялась в апреле 1949 года. Ее поставил Штадттеатер Базеля, вслед за этим, в мае 1949 года, она была показана в Штутгарте.


Псевдоисторическая трагикомедия. Дерзко, зло, местами жестоко история гибели великой римской империи превращается в театрализованный маскарад.

Песня римского центуриона

Средняя оценка: 7.3 (6 votes)
Полное имя автора: 
Киплинг Редьярд Джозеф
Информация о произведении
Полное название: 
Песня римского центуриона, The Roman Centurion's Song, Roman Occupation of Britain, A.D. 300
Дата создания: 
1911
История создания: 

Из цикла стихотворений, опубликованного в «Истории Англии» Флетчера (A School History of England by
C.R.L.Fletcher and Rudyard Kipling)

***
(Римское владычество в Британии, 300 г. н. э.)

Легат, я получил приказ идти с когортой в Рим,
По морю  к Порту Итию, а там - путем сухим;
Отряд мой отправленья ждет, взойдя на корабли,

Марцеллин Аммиан

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 330-ок. 397 гг. н. э.
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Византия
Творчество: 

Мрачен мир Аммиана: его заполняют суеверие, кровожадность, утомление, страх перед смертью, яростные и притом магически-неподвижные жесты, а противовесом всему этому служит одно — не менее мрачная патетическая решимость исполнять свое все более тяжкое, становящееся безнадежным предназначение — хранить целостность Империи, которой грозит внешний враг и которая распадается изнутри. Решимость эта самым сильным персонажам Аммиана придает какую-то застывшую в оцепенении, судорожную, не терпящую расслабления сверхчеловечность, выраженную в словах Юлиана moriar stando (умру стоя): «Как подобает императору, совершив такой путь трудов, умру стоя, презирая душу, если ее способна вырвать из моего тела какая-нибудь жалкая простуда». (Ut imperatorem decet, ego solus confecto tantorum munerum cursu moriar stando, contempturus animam, quam mihi febricula eripiet una, XXIV, 17).
Аммиану присуща — это нам, надеюсь, удалось показать — необычайная чувственная выразительность; не будь латынь его столь трудной, не поддающейся переводу, он был бы наверняка одним из наиболее влиятельных античных писателей. Однако его метод отнюдь не воспроизводит действительность так, чтобы люди в его сочинениях возникали перед нами как бы сами по себе, заключая в самих себе внутренние предпосылки своего существования, чтобы они думали, чувствовали, действовали и говорили в соответствии со своей судьбою; они вообще не говорят у Аммиана естественным для них языком; Аммиан целиком и полностью принадлежит к традиции римской историографии высокого стиля, к тем античным историкам, которые наблюдают за событиями сверху и судят о них согласно требованиям морали, — они никогда не пользуются сознательно и целенаправленно художественными средствами реалистического воссоздания действительности, потому что презирают их как средства низкого, комического стиля; специфически позднеримское выражение этой традиции, проникнутое стоицизмом, воплощено уже у Саллюстия, а особенно у Тацита, — писатели предпочитают особо мрачные предметы, демонстрирующие всю безмерность нравственного разложения и порчи, и эта порча резко контрастирует с идеалом изначальной простоты, чистоты и доблести, который рисовался этим писателям.
/Эрих Ауэрбах. Мимесис/
_________________________________________

Биография: 

Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus, ок. 330-ок. 397 гг. н. э., латинский историк. Родился в Антиохии, в семье, несомненно принадлежавшей к привилегированной прослойке. В 353 г. был причислен к штабу Урсицина, которого затем сопровождал в Галлии и Месопотамии. В 363 г. Принял участие в походе Юлиана Отступника против персов. После его смерти вернулся в Антиохию. Вероятно, между 363 и 380 гг. предпринял путешествия по Египту, Греции, Фракии. Ок. 380 г. перебрался в Рим, где поддерживал дружеские отношения с представителями языческой аристократии (К. Аврелий, см. Симмах).
/Словарь "Античные писатели/
___________________________________________________________

Аммиан Марцеллин, отложив творения Климента, прислушивался к разговору их молча.

Марциал, Марк Валерий

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Валерий Марциал, Marcus Valerius Martialis
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 40 года — ок. 104 года
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Древний Рим
Творчество: 

Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нём. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности.
/Плиний Младший, из письма Приску/

Тексты
Тексты, переводы, материалы
В библиотеке Мошкова
Избранные эпиграммы
Книга "Эпиграммы" в различных форматах
Несколько эпиграмм

Материалы и статьи
В. Распопин. Марциал и Ювенал
И. Векслер. Гораций или Марциал? (об оправданности подзаголовка и римских аллюзиях в "Письмах римскому другу" Бродского)
Комментарий к одной из эпиграмм Марциала, вскрывающий смысл одного крылатого выражения
А. А. Пучков. Архитектурный экфрасис Марциала.
Знатокам английского языка и любителям обсценной лексики :) Анализ перевода Флетчером (1656 г.) на английский одной из непристойных эпиграмм Марциала.
О типажах Марциала в кн. Поля Гиро "Частная и общественная жизнь римлян"
Забавное сопоставление в блоге отрывков Ж-Ж- Руссо и Марциала
А. Ф. Лосев о марциале в "Истории античной литературы" (гл. XVI. Послеклассическая литература)

Биография: 

МАРЦИАЛ (Martialis) - римский поэт, классик эпиграммы. Родился в Испании, ок. 64 переехал в Рим, где сначала вел жизнь клиента, а затем профессионального литератора. Был знаком со многими известными писателями того времени: Сенекой (см.), Луканом (см.) и др. В 98 вернулся в Испанию. Первый сборник эпиграмм “Книга зрелищ” вышел в 80, за ним последовали “Гостинцы” и “Уносимое” -  сборники эпиграмм, написанных от имени различных подарков. В дальнейшем опубликовал еще 12 книг эпиграмм. В целом наследие Марциала составляет 1561 эпиграмму, в которых он едко и остроумно клеймит человеческие пороки: скупость, лицемерие, глупость, продажность, паразитизм, высмеивает представителей различных профессий: врачей, философов, астрологов и др., никогда не называя, правда, подлинных имен своих персонажей. Для творчества Марциала характерно использование грубых, порой непристойных шуток. Снискав большую славу еще при жизни, был популярен на протяжении всего последующего времени.
/В. С. Дуров. Жанр сатиры в римской литературе, 1987/

В Википедии

Любит стихи мои Рим, напевает повсюду и хвалит,
Носит с собою меня каждый и держит в руках.
Вот покраснел, побледнел, плюнул кто-то, зевнул, столбенеет...

История упадка и разрушения Великой Римской империи

Средняя оценка: 9 (3 votes)
Полное имя автора: 
Эдуард Гиббон, Edward Gibbon
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Рмской империи, History of the fall and decline of the Roman Empire
Даты создания и публикации: 
1776—1788
Ссылки на научную полемику по вопросу: 

Дж. Уэллс. Очерки истории цивилизации – история Римской империи изложена с обширными ссылками на Гиббона, а в главе об эпохе Просвещения дан очерк его взглядов в сопоставлении с Вольтером.

Перечитывая "Упадок  и разрушение", тонешь и забываешься в  многолюдном
романе, герои которого -- поколения, сцена  -- весь мир,  а немыслимые сроки

Гиббон Эдуард

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Эдуард Гиббон, Edward Gibbon
Информация об авторе
Даты жизни: 
1737–1794
Язык творчества: 
английский
Страна: 
Англия
Биография: 
Энциклопедические статьи на «Академике»
В энциклопедии Кругосвет
Карл Крист. Эдуард Гиббон (из книги: Karl Christ. Von Gibbon zu Rostovtzeff.Leben und Werk fuhrender Althistoriker der Neuzeit. Darmstadt, 1972; перевод Э. Д. Фролова)
Стал вновь читать он без разбора.
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Stael, Биша, Тиссо...

Монархия

Средняя оценка: 6 (2 votes)
Полное имя автора: 
Данте Алигьери, Dante Alighieri
Информация о произведении
Полное название: 
Монархия, De monarchia
Дата создания: 
Ок. 1313 г.
История создания: 

Трактат в 3-х книгах,  работа над которым, по утверждению комментаторов-современников, была начата еще в 1307 - 1308 годах.

 

 

Цезарь Гай Юлий

Средняя оценка: 9 (3 votes)
Полное имя автора: 
Гай Юлий Цезарь, Gaius Iulius Caesar
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 102 – 44 гг. до н. э.
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Древний Рим
Творчество: 

На сайте «История Древнего Рима»
Характеристика И. М. Тронского в разделе о римской историографии
М. М. Покровский. Юлий Цезарь (предисловие к переводам «Записок»)

Издания
Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. М., АСТ: Ладомир, 2005
Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., АСТ: Ладомир, 2007
Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. М.:Ламартис, 2008 г.

Ссылки на общественную деятельность: 

См. сообщение о не дошедших до нас публицистических произведениях В Википедии


Бюст из Археологического музея в Неаполе.

Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лоренцо Валла, Lorenzo Valla
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio
Даты создания и публикации: 
1440
Ссылки на научную полемику по вопросу: 

ДАРСТВЕННАЯ ГРАМОТА КОНСТАНТИНА
Самая знаменитая подделка средневековья – «Константинов дар», подложная грамота VIII века (этот экземпляр грамоты отпечатан в Риме в начале XVI века)
О подложности Константинова дара - Википедия
Кирилл Кобрин. К истории датировок
стилометрия
Константинов дар

Перевод с латинского М.А.Гуковского

Ленты новостей