Митрофанушка

Недоросль

Средняя оценка: 8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Денис Иванович Фонвизин
Информация о произведении
Полное название: 
Недоросль
Дата создания: 
1779-1781
История создания: 

 Недоросль - Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, неполучившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе
с тем слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшегосовершеннолетия.
 Софья — «мудрость» по-гречески

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779-1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор "Драмматического словаря" (1787): "Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков"....  Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии — образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о "вольности дворянской". Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями А.П.Сумарокова). Современников более всего в Недоросле пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии — идеологический и бытописательный — противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же).
           Кругосвет

            "Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя  твое бессмертно будет по одной этой пьесе".

Ленты новостей