философия

Апология

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Апулей Луций, Apuleius, Lucius(?)
Информация о произведении
Полное название: 
Апология, или Речь в защиту себя самого от обвинения в магии /Apologia sive pro se de magia liber
История создания: 
< dd>Уроженец Мадавры, колониального города на границе Гетулии и Нумидии, Апулей был сыном крупного, довольно состоятельного чиновника, получил в юности хорошее образование и имел влечение к риторике и философии; начав изучение этих наук в своем родном городе, он завершил его в Карфагене, а когда, после смерти отца, он унаследовал некоторые средства, то употребил их на поездку в Афины, где продолжал изучение философии, примкнув к школе платоников. Оттуда он направился в Рим, где, в совершенстве овладев латинским языком, стал выступать в суде; однако средств его на жизнь в Риме не хватало, он вернулся в Мадавру и некоторое время занимал там почетные должности в городском управлении; но страсть к путешествиям не покидала его и он отправился в Александрию. По дороге он тяжело заболел и был вынужден остановиться в городе Эе (теперь Триполи) для лечения; там произошел крутой поворот в его судьбе: он встретился со своим бывшим соучеником в Афинах, Понтианом, уроженцем Эи, и, поддавшись его уговорам, а может быть, соблазняемый спокойствием и достатком, женился на матери Понтиана, Пудентилле, состоятельной вдове; Пудентилле было за сорок лет, и Апулей, отзываясь о ней с большим уважением, нигде, однако, не говорит о браке по любви; именно этот брак и принес ему большие неприятности, так как родственники ее первого мужа, рассчитывавшие завладеть ее имуществом, обвинили Апулея в том, что он околдовал Пудентиллу, которая после смерти мужа долго отказывала всем, сватавшимся к ней. Процесс состоялся в городе Сабрате и кончился, повидимому, полным оправданием Апулея, так как, судя по отрывкам его позднейших речей (в "Флоридах"), он избрал своим постоянным местом жительства Карфаген, где пользовался большим почетом и славой лучшего оратора и занимал должность верховного жреца. Еще при его жизни в честь его были поставлены в Карфагене две статуи (Флор., XVI).

Коменский Ян Амос

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ян Амос Коменский, Jan Amos Komensky, Comenius
Информация об авторе
Даты жизни: 
1592 - 1670
Язык творчества: 
чешский, латынь
Страна: 
Чехия, Германия, Англия, Венгрия, Польша, Нидерланды
Творчество: 

 "Таких, как он, современные философы относят к "абсолютным познавательным оптимистам", потому что Ян Амос неоднократно повторял:
1) "в мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек";
2) "человеческое тело вполне достаточно для бесчисленных действий".
/
Пласковицкий. Адаптация абсолютов. По книге Яна Амоса Коменского "Великая дидактика"/

мир чувственных вещей в картинках. детские игры.
Иллюстрация к книге Коменского "Мир чувственных вещей в картинках"

Вечная жизнь и вечный двигатель. 

" [...]Это весьма поверхностное (и не слишком понятное) описание показывает нам, что «машинка», сконструированная Коменским в 1639 г., в самом деле работала. Как долго это продолжалось, мы, к сожалению, не знаем, но, по-видимому, устройство действовало достаточно длительное время, потому что автор с чистой совестью принимал его за перпетуум мобиле. Именно поэтому большая часть сочинения «Об искусстве самопроизвольного движения» написана в мажорном, приподнятом тоне; при этом, конечно, наибольшую ценность данному произведению придает глубокая вера автора в технический и общественный прогресс человечества."
 /с сайта Перпетуум Мобиле/

Краткая библиография

1614 - 1627 энциклопедический труд "Театр всех вещей";
1612 - 1656 словарь "Сокровищница чешского языка";
1627 - 1632 "Дидактика" (на чешском, также "Рай церкви или рай чешский");
1633 - 1638 "Великая Дидактика" (на латыни) - система всеобщего и всестороннего образования-воспитания в целостном изложении;
1631  аллегорическая поэма о страннике "Лабиринт света и рай сердца";
1631  "Открытая дверь к языкам" - первый учебник латинского языка, построенный на описании реальной действительности;
1649 "Новейший метод языков" - философское учение о языке, обосновывающее необходимость развития национальных языков;
1651 "Пансофическая школа";
1656 "Школа - игра" - 8 пьес для детей на основе материала "Открытой двери к языкам";
1658 первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках";
1644 "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" - план реформы человечества;
1668 подведение итогов жизни - "Единственно необходимое".

Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, избранные главы. 
Более-менее полная библиография в немецкой Википедии, в разделе Werke.

Биография: 

биография на сайте Радио Прага
на сайте музея Яна Амоса Коменского (англ.) 
;
в Википедии;
на сайте рефератов;
на сайте Хронос;
на сайте Филателия;
на сайте Жизнь Евразии.

альфред муха. ян амос коменский - последние дни в наардене
 
"Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно менялось, нигде не находил я себе прочного приюта."

/Ян Амос Коменский/
 

Ссылки на общественную деятельность: 

"Каменский есть личность историческая: он принадлежит не одному своему народу, но всей Европе. Он работал у чехов, поляков, немцев, англичан, шведов, венгров, всюду воодушевляемый одной высокой и благородной мыслью воспитанием нового, лучшего поколения достигнуть всеобщего счастья, всеобщего мира на земле."
/Из предисловия к "Избранным педагогическим сочинениям Я. А. Коменского"/

Последний епископ общины "Богемских братьев".

ян амос коменскийЧешский философ-гуманист, посредник между жизнью и образованием, универсальный педагогический гений, с

Гёте, Иоганн Вольфганг

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Иоганн Вольфганг фон Гёте, Johann Wolfgang von Goethe
Информация об авторе
Даты жизни: 
1749 - 1832
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Германия
Творчество: 

Погас! но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На всё отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа:
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашел ей предел.

Всё дух в нем питало: труды мудрецов,
Искусств вдохновенных созданья,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времен упованья.
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.

/Е. Боратынский. на смерть Гете/

Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.
Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском.
Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира.

/А. Михайлов/

 * * *

Я верю только идущим ко дну. Настала пора привлечь классиков к суду потерпевших крушение - пусть они ответят на несколько неотложных вопросов о подлинной жизни.
Каким явится Гете на этот суд? Ведь он - самый проблематичный из классиков, поскольку он классик второго порядка. Гете - классик, живущий, в свою очередь, за счет других классиков, прототип духовного наследника (в чем сам он отдавал себе полный отчет). Одним словом, Гете - патриций среди классиков. Этот человек жил на доходы от прошлого. Его творчество сродни простому распоряжению унаследованными богатствами - вот почему и в жизни и в творчестве Гете неизменно присутствует некая филистерская черта, свойственная любому администратору. Мало того: если все классики в конечном счете классики во имя жизни, он стремится быть художником самой жизни, классиком жизни. Поэтому он строже, чем кто-либо, обязан отчитаться перед жизнью.
/Х. Ортега-и-Гассет/


Тексты:


Статьи и материалы:

Классики и современники:
Х. Ортега-и-Гассет. В поисках Гете. Письмо немецкому другу;
Вяч. Иванов. Гете на рубеже двух столетий;
Вяч. Иванов. Два русских стихотворения на смерть Гете (Боратынский, Тютчев);
Георг Зиммель. Гете;
В. Белинский. Римские элегии. Сочинение Гете. Перев. А. Струговщикова;
В. А Жуковский. Письмо к Гете (1822);
П. В. Струве. Гете и Пушкин/в кн. "Дух и слово. Статьи о русской и западно-европейской культуре";
С. Аверинцев. Гете и Пушкин;
А. Кузнецова. Цветаева и Гете (небольшой этюд на необъятную тему);
Г. Алексеева. Толстой и Гете - заметка в проекте "Лев Толстой и зарубежный мир";
Н. Рерих о Гете.

Литературоведение и критика:
Л. Сидорченко. История зарубежной литературы XVIII века. Веймарский классицизм;
Тураев С. В.  Гете в Веймаре // История всемирной литературы: В 8 томах;
Е. Шуман. Русский Гете: горные вершины и страна Лимония;
Е. Мюнстер. Герман Гессе и Гете.
В. А. Мануйлов. Запись о Гете в школьной тетради Лермонтова;
Н. Вильмонт. Иоганн Вольфганг Гете;
Н. Лопатина. Введение к книге "Гете в русской поэзии. Век XVIII-XIX";
А. А. Аникст. Критика Гете и вопрос о позиции писателя в общественной жизни/в кн. "Революционно-демократическая критика в Германии 1830 - 1840-х годов" (в составе сборника по истории европейской драмы);
М. Цветаева. Два "Лесных царя" - сравнение оригинала и перевода Жуковского через подстрочник;
В. Белинский. Сочинения Гете. Выпуск 2;
М. М. Бахтин. Время и пространство в произведениях Гете// в кн. "Роман воспитания и его значение в истории реализма";
И. Шайтанов. Плоды Просвещения. Гете - глава из нового учебника;
И. И. Гарин. Гёте. Гатем, или дающий и берущий в изобилии//из кн. "Пророки и поэты";
Георгий Чистяков. Гете в Риме - заметки о "Римских элегиях" Гете;
Подборка о Гете на сайте Viva Liberta;
Л. Е. Генин. Гете в русской критике.

философские и эстетические взгляды:

Т.А. Шарыпина. Концепция античности в эстетических исканиях Гете и Гауптмана на рубежах переломных эпох;
С. Катречко. Учение Гете о фантазии и созерцающей способности суждения;
Георг Лукач. К истории реализма. Гете. "Страдания молодого Вертера";
К. А. Свасьян. Философское мировоззрение Гете - самая крупная и последовательная работа на эту тему;
Философское значение немецкой литературы (Гете, Шиллер, романтики)//в кн. "История философии: Запад - Россия - Восток;
Ю. Дорофеев. Философско-поэтическое мировоззрение Гете. (к 250-летию со дня рождения Гете);
Е. Я. Басин. Немецкая классическая эстетика. Гете// глава из кн. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли;
И. П. Солодовник. Тождество, форма, метод в творчестве Гете;
В. Виндельбанд. О философии Гете (Лекция, прочитанная в 1899 году в пользу фонда для построения страссбургского памятника молодому Гёте);
В. Дильтей. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Очерк 6. Из периода занятий Гете Спинозой;
Альберт Швейцер. Культура и этика. Глава XII Шиллер, Гете, Шлейермахер;
В.Ф. Кривушина. О генезисе понятия «тип» в «органической критике» Аполлона Григорьева: Григорьев и И.В. Гёте;
Е. И. Аринин. Проблема толерантности в свете понимания И. В. Гете природы подлинной религиозности;
Франц Шиллер. Вольфганг Гете (к столетию со дня смерти, 1932);
Е. Петривняя. Эволюция архетипа младенца в балладном творчестве Гете;
К. Г. Юнг. Психологические типы. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете;

Естественнонаучные взгляды и наследие:

Л. Н. Васильева. Гете и Линней: две типологии;
С. Стефанов. Цвет Гете и Ньютона (в журнале КомпьюАрт);
Д. Б. Соколов. Исследователи растений: Гете;
П.В.Яньшин. Психология Цвета: эстетико-феноменологический подход Гете против механицизма И. Ньютона.

Разное:

О существующих музеях Гете;
О. Н. Блескина. Автограф Гете в Петербургской консерватории;
Равиль Бухараев. Два пути Европы: Казанова и Гете - об официальном признании Гете... мусульманином;
Ю. Каграманов. Был ли Гете мусульманином? - продолжение полемики в журнале "Дружба народов";
Гете не умеет писать стихов - заметки о "перлах" современников в отношении Гете (и не только его!) - к вопросу об изменчивости вкусов :)
Портрет Гете О. Кипренского (http://www.nearyou.ru/kiprensk/dr/23gete.jpg).

Биография: 

Поистине, может показаться, что, подводя с Шиллером итоги своего великого века, Гете, сам того не зная,
вглядывался сквозь мглу наступающего нового столетия в далекие проблемы наших дней. В самом деле, обозревая всю огромную деятельность этой сверхчеловечески вместительной жизни, мы видим, что, питая и преобразуя современность, он вместе с тем ставил вопросы, самый смысл которых современность еще не вполне понимала, и отчасти уже давал ответы на еще непоставленные временем вопросы.
/Вяч. Иванов/

Силуэты членов семьи и знакомых Гете (марка, Северная Корея): мать Гете; Ангелика Кауфманн; герцогиня Анна Амалия; Шарлотта фон Лагельфельд (жена Шиллера); силуэт Гете.
Марки изданы в блоке с купоном. На купоне силуэт Гете. На поле блока портрет Кристиан Вулпиус, жены Гете. Художник: Кауфман Ангелика

Творец великих вдохновений!
Я сохраню в душе моей
Очарование мгновений,
Столь счастливых в близи твоей!
Твое вечернее сиянье
Не о закате говорит!
Ты юноша среди созданья!

Речь на похоронах Л. Е. Пинского

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Григорий Померанц
Информация о произведении
Полное название: 
Речь на похоронах Л. Е. Пинского
Дата создания: 
1 марта 1981 года
История создания: 

В конце 1930-х годов Григорий Померанц учился у Леонида Пинского в ИФЛИ на факультете литературы.

"Пинский принадлежал к редкому в наше время типу филологов-философов. В начале прошлого столетия в России его бы называли "любомудром". В наши дни, в диссидентских кругах, Пинского называли — "наш ребе"..."[Прим. "Синтиксиса"]

См. страницу Пергама, посвященную Леониду Пинскому http://pergam-club.ru/book/4903

Леонид Ефимович не только писал о трагическом. Он трагически жил, трагическим был самый склад его ума, его духа.

«Я пою экватор», или аутогония Миллера (окончание)

Последняя точка в «Тропике» была поставлена в сентябре 1938 года, и к этому времени посвящение «Ей» утратило свою конкретность: деперсонализированное «Она» разрослось в «Гигантскую Утробу» —&la

Лариса Житкова. «Я пою экватор», или аутогония Миллера

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)

Париж, это «артистическое чрево», где «жирели культурные эмбрионы со всего света», продолжал оказывать благотворное влияние на гений Миллера.

Что такое философия?

Средняя оценка: 7 (2 votes)
Полное имя автора: 
Хосе Ортега-и-Гассет, Jose Ortega y Gasset
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Что такое философия?
Даты создания и публикации: 
1929
Ссылки на научную полемику по вопросу: 

В основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым).

Агафон, или О мудрости

Средняя оценка: 6 (3 votes)
Полное имя автора: 
Карел Чапек
Информация о произведении
Полное название: 
Агафон, или О мудрости
Дата создания: 
1920
История создания: 

Первый "апокрифический" рассказ Чапека

Академики Беотии пригласили афинского философа Агафона про­честь им курс лекций.

25 ключевых книг по философии

Реми Хесс

25 ключевых книг по философии

1. Платон. Пир (около 385 г. до н.э.)
2. Аристотель. Никомахова этика
3. Блаженный Августин. Исповедь (400)
4. Декарт Р. Рассуждение о методе...(1637)

три философа, басня крылова

Средняя оценка: 6.3 (6 votes)
Полное имя автора: 
Алексей П. Цветков
Информация о произведении
Полное название: 
три философа, басня крылова
Дата создания: 
2009

 

три светлых разума шумя на всю округу*
из коих впрочем дамой был один
премудрых не щадя седин
в ученом диспуте навешали друг другу
ядреных аргументов шопесдец
один твердил огонь всему отец

Как создать вселенную, которая не рассыпется через пару дней

Средняя оценка: 5.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Филип Киндред Дик
Информация о произведении
Полное название: 
Как создать вселенную, которая не рассыпется через пару дней; How to Build a Universe That Doesn’t Fall Apart Two Days Later

[...]С сожалением признаю, что мы - те кто пишет научную фантастику - на самом деле ничего не знаем.

Лютер Мартин

Полное имя автора: 
Мартин Лютер, Martin Luther
Информация об авторе
Даты жизни: 
1483 - 1546
Язык творчества: 
немецкий, латынь
Страна: 
Германия
Ссылки на общественную деятельность: 

Мартин Лютер - христианский теолог, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Раса и политика

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Раса и политика
Дата создания: 
1988
История создания: 

Перевод одной из бесед с Дидье Эрибоном, составивших книгу: Lévi-Strauss Claude, Eribon Didier. De près et de loin. Paris: Odile Jacob, 1988

Леви-Стросс о расизме и деколонизации, взаимоотношениях культур и еврействе, гражданской позиции интеллектуала, "радикальном скептицизме", который ему приписывают, и правах всего существующего.

Леви-Стросс Клод

Средняя оценка: 9.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация об авторе
Даты жизни: 
1908 - 2009
Язык творчества: 
французский, английский
Страна: 
Франция, Бразилия, США,
Творчество: 

Страница Леви-Стросса в ФОМ. Клубе. Биография, труды, публикации о нем в сети.
Страница Леви-Стросса у Лабазова.
Леви-Стросс в Библиотеке по философии.

Труды Леви-Стросса на разных сайтах:


Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. "Кошки" Шарля Бодлера
.
Раса и политика.  Беседа Клода Леви-Стросса с Дидье Эрибоном, в журнале Неприкосновенный запас.
Михаил Лившиц. Мифология древняя и современная. Из книги "Античный мир"
Фредерик Бегбедер о Леви-Строссе.

_______

   Структурализм был прежде всего связан с именем Леви-Стросса, называвшего своими вдохновителями структуралистов Пражского лингвистического кружка – Трубецкого и Якобсона, а также Соссюра. Отправной точкой структурализма можно считать попытку освободить культурные явления от какого бы то ни было предустановленного видения мира, которое представляло их в качестве иллюстрации к существовавшей ранее догме, попытку описать внутреннее функционирование этих феноменов, структур родства, например, а позднее – мифов...
/Цветан Тодоров. Без ангелов мы обойтесь можем... С сайта Мимесис/


  Борис Долгин: А что насчет перспектив наук о человеке? Нарисована некоторая картина того, что существует к настоящему моменту, в чем-то вдохновляющая, в чем-то очень грустная. А каков прогноз?
Иванов: У меня прогноз всегда оптимистический. Я, в целом, считаю, что Вернадский прав, и мы, конечно, войдем в ноосферу, и будем находиться в сфере разума. Я думаю, что наиболее четкое высказывание принадлежит Леви-Строссу, создателю структурной антропологии. Ему скоро исполняется 100 лет, но он жив и продолжает работать. Он давно сказал, что XXI в. будет веком гуманитарных наук или его не будет. Т.е. есть необходимость такого развития наук о человеке, которое будет не чисто теоретическим, а практическим тоже. Поскольку это диктует необходимость сохранения вида, я думаю, что ближайшее будущее – это время синтеза естественнонаучного и гуманитарного, социологического понимания человека, человеческой культуры и человеческого общества, что потребует радикальной перестройки форм образования и исследования в этой области...
/Вячеслав Вс. Иванов. Задачи и перспективы наук о человеке. Лекция и дискуссия, с сайта Полит.ру/

Материалы об ученом:

 Архив видеоинтервью Леви-Стросса (франц)
новое Клод Леви-Стросс, интервью (франц.), 1972 г. В Читальном зале Пергама

Биография: 

Клодин Канетти. Клод Леви-Стросс. Последний французский гениальный мыслитель

Мишель Турнье о Леви-Строссе:
- Каким запомнился вам Леви-Стросс и что это был за человек? Как повлиял на вас?
- Я учился у него в 25 лет. Он много мне дал. Но должен заметить, что сам он меня почти не знал, книги мои не открывал... Как человек он был необыкновенно холоден. Но обладал удивительным юмором...

К столетию Леви-Стросса:

_______

http://proza.com.ua/print/?9130
http://tavrov.livejournal.com/1059.html
http://news2.ru/story/136292/
http://news.bigmir.net/technology/74958/

 

                 
 

 _________________________________________
 

По сообщениям СМИ

  Во Франции скончался один из величайших ученых-гуманитариев XX века, создатель структурной антропологии Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss). Он не дожил до своего 101-го дня рождения менее месяца.
Смерть наступила в ночь с 31 октября на 1 ноября
.

  Президент отдает должное памяти неустанного гуманиста, любознательного ученого, который всегда находился в поиске новых знаний, человека, свободного от всех форм сект и доктрин. Он почтил память великого ученого, всегда открытого миру, который создал современную антропологию и поднял на самую большую высоту репутацию французских гуманитарных и общественных наук.
/Из коммюнике, обнародованного Елисейским дворцом
/

 

Бинарный оппозиционер

В возрасте ста лет умер член Французской академии, академик Национальной академии США, кавалер орденов Почетного легиона, ордена Восходящего солнца (Япония), ордена Заслуг в науках (Бразилия), командор Национального ордена заслуг, ордена Академических пальм, ордена Искусств и литературы, ордена Короны (Бельгия) и ордена Южного Креста структурный антрополог Клод Леви-Строс.
Клод Леви-Строс получил титул "бессмертного" (члена Французской академии) в 1973 году, собственно, начиная с этого момента ему уже можно было писать некрологи, поскольку его земная жизнь некоторым образом завершилась. Когда в день столетия (28 ноября 2008 года) под него был полностью переделан Музей Бранли, куда он передал свою антропологическую коллекцию, то само знание, что он еще жив и бодр, вселяло некоторый священный трепет. Он, конечно, грандиозен. Из каких-то невозможных индейцев намбиквара, бороро и кадувео он создал духовное явление, соизмеримое с бессознательным Фрейда или потоком сознания Джойса.
Мы любили его как никого другого. Это даже странно. Он основатель структурной антропологии, но антропология для России никогда не играла роли главной гуманитарной дисциплины, мы и узнали-то о ней благодаря Леви-Стросу, а до того называли это этнографией. Что же касается структурализма, то по сравнению с нашими структуралистами — Лотманом, Ивановым, Топоровым — он отличался характерной французской невнятностью, неспособностью додумать до стройного состояния и нежеланием внятно изложить то, что хотел сказать. Структурализм в принципе ясный метод, его можно взять и применить, но его структурную антропологию оказалось невозможно приложить никуда, кроме как к его тропическим индейцам. Группа покойного Елизара Моисеевича Мелетинского, главного пропагандиста Леви-Строса в России, с большим энтузиазмом пыталась перевести принципы изучения мифа о разоренном орлином гнезде у индейцев к мифу о вороне у наших северных народов, но как-то ничего убедительного из этого не вышло.
Впрочем, он был подготовлен к нашей любви всей своей жизнью. В 1930-е — коммунист, во время войны бежал в Америку, где познакомился с Романом Якобсоном, тот и заразил его структурализмом, познакомил с работами Владимира Проппа о структуре волшебной сказки и князя Николая Трубецкого, потрясшего его стройностью своей системы бинарных оппозиций в фонологии. Леви-Строс расширил это безмерно — для него структура бинарных оппозиций стала не инструментом анализа, а законом мышления как явления природы. Роман Осипович был гений и переформатировал, видимо, всех, с кем встречался, но благодаря этому получилось, что Леви-Строс вырос из того же, из чего и Тартуская семиотическая школа, как его было не полюбить?
Этого хватает для нас, но не хватает для всемирной славы. Всемирность ему обеспечило созвучие совершенного им переворота в антропологии с современной ему европейской ситуацией. Главным объектом его исследования стал миф, и живущий массовыми мифами ХХ век не мог на это не откликнуться. Миф он полагал манифестацией бессознательного, а начиная с Фрейда бессознательное завороживало культурное сознание. В полном соответствии с принципами структурной лингвистики он объявил основным материалом исследования не диахронию — историческое изучение, а синхронический срез. Неважно, что откуда возникло, важно, что чему противостоит сегодня,— ХХ век с его антиисторизмом не мог этому не порадоваться. Наконец, он заявил, что бессознательное дикаря и бессознательное современного человека суть одинаковы и законы мышления у них одинаковы. Поколение 68-го года не могло это не оценить.
В сущности, его модель была пугающе простой. Он полагал, что бессознательное — это не сексуальные коды, как у Фрейда, а коды вообще, своего рода операционная система, действующая на основе бинарных оппозиций. То бишь там нет содержания, а только способы обработки любых содержаний — своего рода процессор. И этот процессор одинаков у всех Homo sapiens. Различие опытов определяет не бессознательное, а подсознательное — своего рода компьютерная "память". То есть дикарь и современный француз думают одинаково, только у одного в подсознании орлы, а у другого — биржа. Естественно, он был на стороне дикаря. Он прямо провозглашал, что чувствует себя посланником, проводником чистого мира индейцев среди сегодняшнего заблудшего и погрязшего в грехах мира,— сказывалась левая закваска. Я бы сказал, что при некоторой, и даже весьма заметной, модернизации в системе его взглядов как-то слишком заметно виден Жан-Жак Руссо с его естественным человеком, безгрешным как дитя или Адам и Ева в раю.
Понять, как такими идеями, проиллюстрированными к тому же изучением систем родства у намбиквара и кадувео, можно заворожить культурный мир, довольно трудно. Для этого нужно читать Леви-Строса. Он талантливый писатель. В некоторой импрессионистической недодуманности его исследований ощутим дух французского экзистенциализма, присутствие Сартра и Камю. В конце концов, главным оказывается миф не об орле, а о разоренном орлином гнезде, движение "От меда к пеплу" (как называется одна из его книг) — счастливый мифологический мир постоянно рушится. Миф, который вроде как должен через систему бинарных оппозиций снять противоречие жизни и смерти, занимается их возгонкой, нанизывает на это все новые и новые смыслы, пока не приводит к абсурду противопоставления сырого и вареного, которое ничего не решает и не объясняет. По сравнению с его предшественниками, с "волшебной сказкой" Проппа или "мифом о вечном возвращении" Джорджа Фрезера, он повествует о некоем вечном возвращении в никуда — это какой-то первобытный экзистенциализм. Плюс к этому его видение в пластическом плане явно определяется Пикассо и Браком, их зрением он выхватывает первобытные маски и устраивает какие-то пляски смерти в разъятом на части мире абсурда — именно на этом была построена экспозиция в честь его столетия в Музее Бранли.
Не знаю, может быть, дело в том, что он так долго прожил. В 60-70-е казалось, и это видно по текстам его русских последователей, что главное чудо Леви-Строса в том, что любую культуру можно вот так стройно и непротиворечиво разложить по полочкам бинарных оппозиций, написать систему уравнений и все сейчас станет понятным. Сегодня кажется, что дело не в этом. Дело в том, что, оказывается, и Камю, и Сартр, и Пикассо, и Фрейд, и миф, и Якобсон — все это прекрасно еще совместимо с "естественным человеком" Руссо и даже как бы еще из него следует. Он был внуком раввина из Версаля, он видел Первую мировую, во Вторую бежал от фашистов в Америку, и оказывается — он все еще жил в эпоху Просвещения. И даже все эти его ордена и академии — как-то это похоже на Гете с его министерским портфелем. Он как бы и герой 1968 года, но, с другой стороны, "его превосходительство Леви-Строс".
Вернее, он умер, а мы все еще живем в эпоху Просвещения, она еще не кончилась. Странно, правда?

/Григорий Ревзин. С сайта газеты КоммерсантЪ /

* * *

Умер один из последних великих европейских интеллектуалов, определивших лицо ХХ века. Учёный Леви-Стросс останется в истории основателем структурной антропологии, сменившей в качестве основной дисциплины о человеке функционалистский и историцистский подходы в антропологии.
Как публичный интеллектуал, сочувствующий марксизму, он настаивал на снятии различия между «примитивными» и «развитыми» обществами, на равной ценности всех культур в человеческой истории. Пессимистичный мыслитель и учёный, размышлявший о судьбах человечества, однажды заметил в годы холодной войны, что мир как начался без человека, так и закончится без него. Практически то же самое он повторил за четыре года до смерти.
/Андрей Веретенников. Умер Клод Леви-Стросс. Пессимистичный структуралист. Статья, вкратце излагающая биографию и обобщающая научные и общественные достижения великого антрополога, с сайта Частный корреспондент/

* * *

Некролог и подробная биография на Центральном еврейском ресурсе.

* * *
Это уже не мой мир. С сайта Газета.ру.

* * *
Краткие сообщения, содержающие подробности биографии и перечисления заслуг ученого:

http://www.bbc.co.uk/russian/science/2009/11/091103_levi_stross_death.shtml
http://www.svpressa.ru/society/news/16444/
http://rus.ruvr.ru/2009/11/03/2167679.html
http://www.izvestia.ru/news/news220338
http://www.kp.ru/online/news/565216/
http://www.polit.ru/science/2009/11/03/levistrauss.html
http://www.gzt.ru/topnews/science/270001.html
http://www.openspace.ru/news/details/13427/
http://www.infox.ru/science/enlightenment/2009/11/03/Umyer_izvyestnyyy_et.phtml
http://www.grani.ru/Society/Science/m.161594.html
http://www.snob.ru/selected/entry/8620
http://www.infox.ru/science/enlightenment/2009/11/03/Umyer_izvyestnyyy_et.phtml
и т.д.

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=53085&pagenumber= некрологи участников форума

Великий французский ученый – этнограф, антрополог, социолог, философ, уроженец Брюсселя; по-видимому, не случайное, но провиденциальное сочетание вымуштрованной веками культуры иудейского толкования Торы, гальск

Тайная история творений

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Отрошенко Владислав
Информация о произведении
Полное название: 
Тайная история творений
Дата создания: 
2000-е годы
История создания: 

"...Это сюжетная эссеистика о самых невероятных и немыслимых ситуациях в истории мировых текстов. Например, в первом отрывке я достаточно убедительно, как мне кажется, показываю, что Овидий мистифицировал свою ссылку. То есть он сидел в своем имении под Римом и сочинял «Письма с Понта», и это было первое мистификаторское произведение в истории литературы. Или я исследовал взаимоотношения Катулла и Лесбии, и в эссе «Подвиг Катулла» рассказываю, что его стихи, посвященные Лесбии, преподносились ей на самом деле от имени всадника Целия, который и был любовником Лесбии. Он был герой. А Катулл был поэт. Он любил эту любовь."
Владислав Отрошенко, из интервью 2005 года, с сайта Литкарта

"- Вы много пишете о жизни писателей. Почему именно судьбы великих литераторов вас так привлекают?
- Тексты, которые поддерживают во мне писательское начало, - это, скорее, писания: "Бхагавадгита", "Мокшадхарма", Упанишады, "Йога-сутра" Патанджали, первоисточники, воспроизводящие мифы и измененные состояния сознания. А в художественной прозе меня привлекает сочетание светлого идиотизма и тонкого ума. Если этого нет, меня устроит мощная энергия Томаса Вулфа в романе "Взгляни на дом свой, ангел" (на мой вкус, самом великом американском романе). Или блаженная отрешенность Роберта Музиля в "Человеке без свойств" - беспримерной эпопее на сюжете-фантоме. Или неожиданная пылкость, возникающая как бы на руинах обдуманности и расчета, что встречается у Борхеса в цикле "Юг", хотя моя любимая его вещь "Пьер Менар, автор "Дон Кихота", где в каждой строчке пляшут веселые огоньки-идиотинки при полном спокойствии сочинителя. Я сознательно не говорю сейчас о русской классике, полагая, что человек, пишущий по-русски, не в состоянии применять к ней принцип избирательности. Она сама тебя непредсказуемо выбирает, приближая или отдаляя, как и когда захочет. Могу лишь предположить, что Гоголя, Пушкина, Бунина или Толстого я буду вынимать из шкафа чаще, чем... ну не знаю, кого... чем Федора Сологуба."
Владислав Отрошенко, из интервью 2007 года, с сайта газеты "Культура"

Книга удостоена Горьковской премии (2006) в номинации "Несвоевременные мысли" (критика)

Вслед Борхесу.

 

             

 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img206.imageshack.us/img206/1138/image6.gif

Ленты новостей