треченто

Петрарка Франческо

Полное имя автора: 
Francesco Petrarca
Информация об авторе
Даты жизни: 
1304—1374
Язык творчества: 
итальянский, латынь
Страна: 
Италия, Франция
Творчество: 

* Франческо Петрарка - снискал славу у современников, был увенчан лавровым венком на римском      Капитолии как выдающийся поэт своего времени.
* Знаток и пропагандист античной философии и литературы, один из первых собирателей античных рукописей, заложивший начала гуманистической филологии.
* Первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита.
* Явился создателем литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа.
* Мыслитель-гуманист, бросивший смелый вызов схоластической науке средневековья.
* Родоначальник новой современной поэзии. Его "Книга песен" надолго определила пути развития европейской лирики, став непререкаемым образцом - началась эпоха петраркизма, не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли.
* Положил начало исторической критике, доказав подложность некоторых документов, ранее считавшихся подлинными.
* Возродил античное искусство риторики, как действенной силы, способной совершенствовать как индивидуума, так и общество.
* Обосновал идею о культурном единстве Европы, народы которой - носители одного цивилизационного начала, ориентирующиеся на схожую систему ценностей.
* Обосновал тезис о том, что основой единства нации выступает прежде всего язык. Наличие единого языка есть непременное условие существования государственности.
* Все творческое наследие Петрарки (лирика, трактаты, эпистолярий) свидетельствует о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека, его земного бытия. Однако он еще принадлежит к средневековому миру ценностей, в нем существует единство духовного и светского, аскетического и полноценно-жизненного, традиционно-средневекового и субъективного. Петрарка синтезирует средневековую и ренессансную проблематику - соборность и индивидуализм, отказываясь от догматизма и авторитарных форм средневекового религиозного мышления, искренне стремится примирить эстетические теории античных философов с нравственными принципами христианства.

В сети Интернет:

В библиотеке Мошкова
На либрусек Также здесь
В викитеке   Там же на итальянском
Сонеты на сайте Ренессанс
Лирика. Переводы Вяч. Иванова
Сanconiere на lib.ru (итал)
Сanconiere (итал. анг)
Автобиография. Исповедь. Сонеты (pdf)
Автобиографическая проза на readr.ru
Три сонета (декламация на итальянском. youtube)


Основные критические и литературоведческие работы по Итальянскому Возрождению и творческому наследию Петрарки.

Биография: 

Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне
\из письма к Боккаччо\

_________________________________

Научные знания и методы Петрарки кажутся теперь детским лепетом, его латинских трактатов никто не читает, даже его итальянские сонеты, читаемые доныне, сами по себе, вне связи с его личностью, не оправдали бы его славы, потому что, несмотря на всю их формальную прелесть, они оставляют нас холодными. Петрарка-деятель принадлежит истории, чужд нам также Петрарка-поэт, но стоит кому-нибудь изучить его деятельность и его поэзию и через то воскресить его живой образ, - мы с удивлением видим, что в этом лице есть черты поразительного сходства с нами, так что почти не верится, что он отдален от нас таким огромным промежутком времени; и тогда живым смыслом наполняются для нас его писания.
М. Гершензон. 1915г.





Автобиографические труды:

1. Epistola ad posteros (Письмо к потомкам) 1374г. Незаконченная автобиография, излагающая внешнюю историю жизни.
2. De contemptu mundi (О презрении к миру) 1343г. Диалог с блаженным Августином. Изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще.

От Франциско Петрарки потомству привет.
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне - хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время,- то тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле.
Франческо Петрарка. Автобиографическая проза.

В исповеди Петрарки, которая по силе внутреннего анализа, по умению разбираться в движениях своей души, по глубокой искренности и не сдерживаемой ничем откровенности представляет, особенно для XIV века, нечто совершенно исключительное, мы присутствуем при его внутренней борьбе. Петрарка первый заглянул в свою душу и первый сумел изобразить царящую в ней смуту. Это то, что он называл латинским словом acedia, муки человека, почуявшего в себе свое я, трудная и болезненная работа личности на пути к самосознанию и самосовершенствованию.
Источник

***

Петрарка построил свою жизнь в соответствии с основополагающими постулатами своей концепции
индивидуализма, согласно которой мыслящая личность обладает правом действовать прежде всего исходя из своих интересов и потребностей, добиваясь почета и широкой известности. Петрарка был истым сыном своего времени, прекрасно его понимал, прекрасно был понят и оценен своими современниками.
Между смертью Данте и расцветом славы Петрарки прошло всего двадцать - двадцать пять лет, но общественно-политическая атмосфера Италии успела сильно перемениться в этот небольшой промежуток времени и для этого времени гордая и непреступная фигура Данте совершенно не подходила в качестве своего духовного вождя. Искусство устраивать своей особе благодушное существование, юркость и умение приспособляться - вот качества, присущие передовому человеку Треченто - некрупной фигуре с маленькой душой и большим тщеславием. Таков Петрарка, взявший на службу своему честолюбию любимых учителей древности - Цицерона, Вергилия, Сенеку. Знакомство с древней литературой и историей разожгло в нем жажду славы, здесь нашел он блестящие примеры ее осуществления. Мысль поставить свое имя в ряд этих бессмертных имен, быть самому спустя столетия предметом поклонения для потомков сделалась его манией. Сколько бессонных ночей, хлопот и тревог стоил ему лавровый венок! Он ревниво оберегает свою славу, не терпит посягательств и соперничества. В его взгляде на Данте сквозит явная зависть, к искренне привязанному к нему Боккаччо он покровительственно снисходителен. Самая выдающаяся черта его характера - эгоизм. Он самолюбив до мелочности. Он уживается при любом дворе тирана или папском дворе.
Rerum temporalium appetitus, любовь к мирскому, три дантовских аллегорических зверя: чувственность, честолюбие и жадность - сопровождают Петрарку всю жизнь. Всю жизнь он любит Лауру, жаждет славы и выпрашивает доходные синекуры. Таков Петрарка и таков его век: освобождая свой дух от средневековых пут, люди прежде всего стремились к приятному, серьезное являлось потом. Но главная задача была ими все-таки достигнута, и Петрарке в этом отношении принадлежит большая заслуга.

\из биографических материалов в сети интернет\
***

 

 

Я человек двух миров, взирающий и вперед и назад
Франческо Петрарка

___________________________________

Данте Алигьери

Средняя оценка: 9.4 (5 votes)
Полное имя автора: 
Данте Алигьери, Dante Alighieri
Информация об авторе
Даты жизни: 
1265 — 1321
Язык творчества: 
итальянский, латинский
Страна: 
Италия
Творчество: 
Произведения
1306—1321 Божественная комедия (Divina Commedia; ит.)
1304—1307 Пир (Convivio; ит.)
1304—1306
О народном красноречии, трактат (De vulgari eloquentia libri duo; лат.)
Эклоги (Egloghe; лат.)
Послания (Epistulae; лат.)
Цветок (Il fiore; ит.) - поэма из 232 сонетов, основанная на Романе о Розе (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
1310—1313
Трактат Монархия (Monarchia; лат.)
Вопрос о воде и земле (Quaestio de aqua et de terra; лат.)
1295
Новая жизнь (Vita nuova; ит.)
Стихи (Rime, Canzoniere; ит.)
    * Стихотворения флорентийского периода:
    * Сонеты
    * Канцоны
    * Баллаты и станцы
    * Стихотворения написанные в изгнании:
    * Сонеты
    * Канцоны
    * Стихи о каменной даме
 

Собрания текстов
Собрание сочинений в библиотеке Артефакт – на русском только Божественная комедия. Все остальное – в латинских или итальянских оригиналах
В библиотеке Либрусек
В библиотеке Мошкова
Библиография Данте

Доменико ди Микелино. Данте и Три Царства (1465)

Обзорная и справочная информация
Каталог сетевых ресурсов по Данте и дантоведению – в основном, для владеющих английским и итальянским языками. Русскоязычных источников немного.
И. Н. Голенищев-Кутузов, Р. И. Хлодовский. Данте Алигьери // История всемирной литературы: В 8 томах
Информация и библиография о Данте на сайте «Андреевская энциклопедия»
П. Киле. Данте Алигъери – краткий очерк жизни и творчества
А. К. Дживелегов. Данте Алигиери. Жизнь и творчество

Писатели и поэты о Данте (творческое осмысление)
Х. Л. Борхес. Девять эссе о Данте
О. Мандельштам. Разговор о Данте
П. Клодель. Введение к поэме о Данте
А. Ахматова. Слово о Данте – малоинформативно, пафосно, но Ахматову у нас не объедешь ) Нужно «для истории».
П. Вайль. Сегодняшний Данте (Российская газета)
Н. Минский. От Данте к Блоку
И. Бродский. В тени Данте  - Там же: Бродский во Флоренции. Музей Данте.
О. Седакова. Данте: мудрость надежды
Т. Элиот. Данте

Философские и художественные аспекты творчества

С. С. Неретина. Канцона как средоточие философии Данте
Е. Первушина. Кто расскажет школьникам о Данте: физик или лирик?
М. Шапир. Данте и Теркин «на том свете»
Р. Генон. Эзотеризм Данте
Александр Павлов. Данте и диалектика национальной империи
В. В. Беляев  Античные традиции в политической теории Данте
О поэзии в теоретических работах и в «Божественной комедии» Данте
Ф. Шеллинг. Глава о Данте из книги «Философия искусства»
П. Бицилли. Салимбене и Данте
Н. Елина. О «Шуточной» поэзии Данте и проблемах средневековой культуры
Публикации памяти Нины Елиной – работы исследовательницы о Данте и итальянской культуре, переписка о Данте с Борисом Зайцевым.
Е. А. Тахо-Годи. Данте в трудах А. Ф. Лосева – расшифровка и анализ лекции Лосева о Данте
А. Я. Гуревич. "Картина мира" средневекового человека (Категории средневековой культуры)

Данте в русской культуре
Н. И. Голенищев-Кутузов. Данте в русской и советской культурах
Ю. Лотман. К проблеме «Данте и Пушкин»
Т. Бондарева. От старого издания Данте – к Пушкину
И. Служевская. Диалог о Данте – о «дантовских» стихотворениях Ахматовой и Мандельштама
Р. И. Хлодовский. Анна Ахматова и Данте

Биография: 

О пламенные звезды, о родник
Высоких сил, который возлелеял
Мой гений, будь он мал или велик!
Всходил меж вас, меж вас к закату реял
Отец всего, в чем смертна жизнь, когда
Тосканский воздух на меня повеял.
/"Рай", XXII, 112-117/

* * *

Покинув не по своей воле Флоренцию, Данте из тосканского поэта и муниципального политика стал политическим деятелем Италии, отцом ее литературного языка, поэтом не только итальянским, но и европейским, одним из гениев, принадлежащих всему человечеству. Флорентийские Черные, изгнав Данте с позором из родного города, как бы предопределили его тяжкий путь восхождения к мировой славе. Кровавые мелочные распри Черных и Белых гвельфов заставили Данте отвернуться с гордым презрением и от друзей и от врагов, чтобы с высоты духовной независимости, приобретенной ценой изгнания, бедности, унижений, переступить зыбкие границы городских коммун и феодальных королевств...
/Н. И. Голенищев-Кутузов/

Ф. Лейтон. Данте в изгнании

Спустившись с неба, в тленной плоти, он
Увидел ад, обитель искупленья,

Ленты новостей