Флоренция

Мандрагора

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о произведении
Полное название: 
La mandragola
Дата создания: 
1513 или 1518
История создания: 

Написано в ссылке и опале, о чём говорится в прологе:
"...

И если легкомысленный сюжет
украсит вряд ли имя
того, кто мудрым бы считаться рад, -
корить за лёгкость автора не след:
затеями пустыми
он скрасить хочет дней унылый ряд.
Он обратил бы взгляд
к серьёзнейшим предметам,
однако под запретом
другие начинанья для него:
за них ему не платят ничего"
По одним источникам написано в 1513, по другим - в 1518. Возможно, в 1518 г. была впервые поставлена во Флоренции. Точно была поставлена в 1522 г. в Венеции и имела грандиозный успех.

Считается лучшей итальянской комедией эпохи Возрождения. Оказала большое влияние на позднейшие комедии эпохи Возрождения по всей Европе.

Государь

Средняя оценка: 9 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Il Principe
Даты создания и публикации: 
1512-1513,1532

Случай с Макьявелли и его "Государем" - это пример фальсификации истории, пример того, как происходит выворачивание смысла произведения наизнанку, приписывание своему политическому и идеологическому противнику

Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о произведении
Полное название: 
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Дата создания: 
1520
История создания: 

 

Жизнеописание успешного политического и военного деятеля из Лукки (1281-1328), гиббелина, благодаря личной доблести захватившего власть в Лукке и Пистойе, боровшегося с Флоренцией за власть над Пизой и в целом над Тосканой

Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio
Даты создания и публикации: 
1513-1517

 Используя сочинение Тита Ливия об истории Рима, примеры из недавнего прошлого и современной политической действительности Италии и Флоренции, Макьявелли пытается вывести общие законы политической деятельности, п

Поджо Браччолини

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Поджо Браччолини, Поджо Флорентийский Poggio Bracciolini
Информация об учёном
Даты жизни: 
11.02.1380-10.10.1459
Научная биография: 

Группы Салутати, позднее Никколо Никколи, к которым принадлежал Поджо, завершали первый этап гуманизма. Они вели борьбу со средневековой схоластикой, но сами были ещё во многом заражены идеологией аскетизма. Лишь единичные гуманисты, вроде Боккаччо, решались сделать шаг в сторону гедонизма. Однако они ощущали недостаток в авторитетной теоретической основе.
В ходе путешествий Поджо по монастырям и библиотекам, тщательно подготовленным предварительной перепиской с возможными владельцами, им были открыты несколько речей Цицерона, несколько комедий Плавта, Валерий Флакк, Квинтилиан, Аммиан Марцеллин, Силий Италик, весь Лукреций, весь Стаций, Колумела, Петроний.
Его перу принадлежат многочисленные учёные латинские сочинения "О скупости", "О лицемерии" и т.д., не оставившие особого следа ни в науке, ни в литературе.
Также он автор имеющих исторический интерес диалогов: "De nobilitate", в котором содержатся ценные сведения о современном автору положении дел в городах Италии (в отличие от теоретических, оторванных от практики сочинений современников); "De varietate fortunae", где Поджо одним из первых подходит к древнеримским развалинам как объекту научного изучения, содержатся мемуарные сведения о правлении Евгения 4 и описание путешествия купца Никколо Конти по странам Востока, оказавшее влияние на решение Колумба искать новый путь в Индию; "De infelicetate principum" - злободневного публицистического трактата в защиту республиканского строя.
Полемизировал с нефлорентийскими гуманистами Филельфо (высмеивается в Фацетиях) и Валлой. Их гедонизм (более умеренный и теоретический, чем практика Поджо) и критика папства и монашества были всё-таки слишком смелыми и последовательными для практичного флорентийца.
Сторонники "новой хронологии" считают Поджо одним из главных фальсификаторов античности. 

11 февраля 1380, близ Ареццо — 10 октября 1459, Флоренция
Родился в г.Терранова в Тоскане в семье аптекаря.

Письмо к Франческо Веттори от 10 декабря 1513 года

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о произведении
Полное название: 
Письмо к Франческо Веттори от 10 декабря 1513 года
Дата создания: 
10.12.1513
История создания: 

Письмо флорентийскому послу при папском дворе из своего имения, где Макиавелли находился в ссылке после пыток, применённых к нему по подозрению в участии в заговоре Боски против Медичи. 

Состоит из описания образа жизни в ссылке: хозяйственные заботы, выпивка и разговоры в обществе мясника, мельника и т.д., прогулки на природе, ловля дроздов, вечерами - 4 часа чтения и написания собственных книг (речь идёт

Флорентийская трагедия

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Оскар Уайльд, Oscar Wilde
Информация о произведении
Полное название: 
Флорентийская трагедия, The Florentine Tragedy
Дата создания: 
1895
История создания: 

     Уайльд начал писать пьесу в Алжире и Флоренции, куда бежал от преследований маркиза Куинсберри, обвинившего Уайльда в развращении своего сына, лорда Альфреда Дугласа (Бози).
     В течение 1895 года Оскар Уайльд не раз упоминает в письмах к друзьям о том, что работает над "своей флорентийской пьесой" или, позднее, "Флорентийской трагедией". Он уже близок к окончанию пьесы, как разражается суд над ним, оборвавший его писательскую биографию. Уайльд был объявлен банкротом, его имущество подверглось описи, рукопись "Флорентийской трагедии" — пропала. В письмах 1896 года из Редингской тюрьмы он вновь возвращается к своей последней пьесе. "Я старался вспомнить и записать "Флорентийскую трагедию": но в памяти остались лишь отрывки, и я обнаружил, что не могу сочинять: тишина, полное одиночество, изолированность от всех человеческих и человечных влияний убивает все силы мозга: так мозг расстается с жизнью: оказывается скованным монотонией страдания" .
     Выйдя из тюрьмы, Уайльд снова трудится над пьесой. В сентябре 1897 года он пишет своему ближайшему другу Роберту Россу: "Я еду в Роуэн, чтобы попробовать заново написать "Любовь и смерть — Флорентийскую трагедию". Да, я виделся с Бози и конечно я люблю его, как и всегда любил, с ощущением трагедии и крушения". В адресованном Дугласу письме-исповеди, озаглавленном De Profundis, Оскар Уайльд также упоминает о "Флорентийской трагедии": "Моим делом — делом художника — было пребывать с Ариелем, ты же заставил меня бороться с Калибаном. Вместо того, чтобы создавать прекрасные красочные музыкальные вещи, такие как "Саломея", "Флорентийская трагедия" или "Святая куртизанка", я оказался перед необходимостью писать длинные юридические письма твоему отцу".

     Сюжет пьесы развивается во Флоренции эпохи Возрождения.

Божественная комедия

Средняя оценка: 9.1 (11 votes)
Информация о произведении
Полное название: 
Божественная комедия, La divina commedia
Дата создания: 
1308 – 1321 гг.
История создания: 

Создавалась и изгнании, с 1308 года и почти до самой смерти автора.
Название "комедия" отражало традиционное средневековое жанровое деление: повествование с ужасным началом и хорошим концом. Эпитет "божественная" был добавлен в знак восхищения Д. Бокаччо, написавшим книгу о Данте.
Состоит из трех частей:
Ад (Inferno)
Чистилище (Purgatorio)
Рай (Paradiso)

Количество песен (кантик) - по 33 в каждой части, как и само количество частей - отражение средневековой цифровой символики.

Наглядные "схемы" космоса Данте и его отдельных частей в соответствии со структурой поэмы - здесь

"Тройственная поэма, в которой все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены и преданы, так сказать, осязанию в живописных терцинах", - лучше солнца русской поэзии сказать трудно )

Данте Алигьери

Средняя оценка: 9.4 (5 votes)
Полное имя автора: 
Данте Алигьери, Dante Alighieri
Информация об авторе
Даты жизни: 
1265 — 1321
Язык творчества: 
итальянский, латинский
Страна: 
Италия
Творчество: 
Произведения
1306—1321 Божественная комедия (Divina Commedia; ит.)
1304—1307 Пир (Convivio; ит.)
1304—1306
О народном красноречии, трактат (De vulgari eloquentia libri duo; лат.)
Эклоги (Egloghe; лат.)
Послания (Epistulae; лат.)
Цветок (Il fiore; ит.) - поэма из 232 сонетов, основанная на Романе о Розе (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
1310—1313
Трактат Монархия (Monarchia; лат.)
Вопрос о воде и земле (Quaestio de aqua et de terra; лат.)
1295
Новая жизнь (Vita nuova; ит.)
Стихи (Rime, Canzoniere; ит.)
    * Стихотворения флорентийского периода:
    * Сонеты
    * Канцоны
    * Баллаты и станцы
    * Стихотворения написанные в изгнании:
    * Сонеты
    * Канцоны
    * Стихи о каменной даме
 

Собрания текстов
Собрание сочинений в библиотеке Артефакт – на русском только Божественная комедия. Все остальное – в латинских или итальянских оригиналах
В библиотеке Либрусек
В библиотеке Мошкова
Библиография Данте

Доменико ди Микелино. Данте и Три Царства (1465)

Обзорная и справочная информация
Каталог сетевых ресурсов по Данте и дантоведению – в основном, для владеющих английским и итальянским языками. Русскоязычных источников немного.
И. Н. Голенищев-Кутузов, Р. И. Хлодовский. Данте Алигьери // История всемирной литературы: В 8 томах
Информация и библиография о Данте на сайте «Андреевская энциклопедия»
П. Киле. Данте Алигъери – краткий очерк жизни и творчества
А. К. Дживелегов. Данте Алигиери. Жизнь и творчество

Писатели и поэты о Данте (творческое осмысление)
Х. Л. Борхес. Девять эссе о Данте
О. Мандельштам. Разговор о Данте
П. Клодель. Введение к поэме о Данте
А. Ахматова. Слово о Данте – малоинформативно, пафосно, но Ахматову у нас не объедешь ) Нужно «для истории».
П. Вайль. Сегодняшний Данте (Российская газета)
Н. Минский. От Данте к Блоку
И. Бродский. В тени Данте  - Там же: Бродский во Флоренции. Музей Данте.
О. Седакова. Данте: мудрость надежды
Т. Элиот. Данте

Философские и художественные аспекты творчества

С. С. Неретина. Канцона как средоточие философии Данте
Е. Первушина. Кто расскажет школьникам о Данте: физик или лирик?
М. Шапир. Данте и Теркин «на том свете»
Р. Генон. Эзотеризм Данте
Александр Павлов. Данте и диалектика национальной империи
В. В. Беляев  Античные традиции в политической теории Данте
О поэзии в теоретических работах и в «Божественной комедии» Данте
Ф. Шеллинг. Глава о Данте из книги «Философия искусства»
П. Бицилли. Салимбене и Данте
Н. Елина. О «Шуточной» поэзии Данте и проблемах средневековой культуры
Публикации памяти Нины Елиной – работы исследовательницы о Данте и итальянской культуре, переписка о Данте с Борисом Зайцевым.
Е. А. Тахо-Годи. Данте в трудах А. Ф. Лосева – расшифровка и анализ лекции Лосева о Данте
А. Я. Гуревич. "Картина мира" средневекового человека (Категории средневековой культуры)

Данте в русской культуре
Н. И. Голенищев-Кутузов. Данте в русской и советской культурах
Ю. Лотман. К проблеме «Данте и Пушкин»
Т. Бондарева. От старого издания Данте – к Пушкину
И. Служевская. Диалог о Данте – о «дантовских» стихотворениях Ахматовой и Мандельштама
Р. И. Хлодовский. Анна Ахматова и Данте

Биография: 

О пламенные звезды, о родник
Высоких сил, который возлелеял
Мой гений, будь он мал или велик!
Всходил меж вас, меж вас к закату реял
Отец всего, в чем смертна жизнь, когда
Тосканский воздух на меня повеял.
/"Рай", XXII, 112-117/

* * *

Покинув не по своей воле Флоренцию, Данте из тосканского поэта и муниципального политика стал политическим деятелем Италии, отцом ее литературного языка, поэтом не только итальянским, но и европейским, одним из гениев, принадлежащих всему человечеству. Флорентийские Черные, изгнав Данте с позором из родного города, как бы предопределили его тяжкий путь восхождения к мировой славе. Кровавые мелочные распри Черных и Белых гвельфов заставили Данте отвернуться с гордым презрением и от друзей и от врагов, чтобы с высоты духовной независимости, приобретенной ценой изгнания, бедности, унижений, переступить зыбкие границы городских коммун и феодальных королевств...
/Н. И. Голенищев-Кутузов/

Ф. Лейтон. Данте в изгнании

Спустившись с неба, в тленной плоти, он
Увидел ад, обитель искупленья,

О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о произведении
Полное название: 
Del modo di trattare i populi della Valdichiana rebellati
Дата создания: 
1503
История создания: 

Перевод под редакцией А.К.Дживелегова  

О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны

Макиавелли Никколо

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация об учёном
Даты жизни: 
03.05.1469 - 21.06.1527
Научная биография: 
Из-за бедности семьи не мог позволить себе поступить в университет. Занимался самообразованием.
Описывал (документировал) как исторические события, в которых сам принимал участие. Фундаментальные исторические и политические труды писал в ссылке.
Научные сочинения относятся к истории и политической сфере:
История Флоренции,
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия,
О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны,
Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини,
Государь (Князь),
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Макиавелли Николо Никколо Макьявелли.
Дипломат, историк и политик, идеи и сочинения которого актуальны до сих пор.

Ленты новостей