остранение

В мир А. Платонова - через его язык

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Михаил Юрьевич Михеев
Информация о произведении
Полное название: 
В мир А. Платонова - через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки
Дата создания: 
1999
История создания: 

Состоит из очерков, написанных в 1990-е годы, когда российскому читателю стал доступен более или менее полный корпус созданного Платоновым.

Филологическое исследование, инструментом анализа в котором служит нетривиальное "предположение", открывающее доступ к пониманию космоса и метафизики Андрея Платонова.

Лев Толстой

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация о произведении
Полное название: 
Лев Толстой
Дата создания: 
1963
История создания: 

Из серии Жизнь замечательных людей. Существует второе издание, существенно изменённое и переработанное.

Биография Толстого с квалифицированным литературоведческим разбором произведений.
Лев Толстой Виктора Шкловского (ЖЗЛ)

Шкловский Виктор

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1893-1984
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

Список сочинений

* " Собрание сочинений в 3 тт.

* "«Воскрешение слова» ", 1914. Теоретическая работа
* "«Встречи» ", 1944
* "«Второй май после октября». " Историческая проза
* "«В Ясной Поляне». " Историческая проза
* "«Гамбургский счет» ", 1928.
* "«Дневник» ", 1939. Cборник статей
* "«Достоевский» ", 1971. Статья
* "«Жили-были» ". Мемуары
* "«Житие архиерейского служки» ". Историческая проза
* "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
* "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1955
* "«За 60 лет. Работы о кино» ". Сборник статей и исследований.
* "«За сорок лет. Статьи о кино» ". [Вступ. ст. М. Блеймана] , 1965. Сборник статей и исследований.
* "«Иприт» ". Фантастическая повесть в соавторстве с Всеволодом Ивановым
* "«Искусство как прием» ". Статья
* "«Исторические повести и рассказы» ", 1958. Сборник
* "«Константин Эдуардович Циолковский» "
* "«Лев Толстой» ". Биография для ЖЗЛ.
* "«Литература и кинематограф» ", 1923. Сборник
* "«Марко Поло» ". Историческая повесть
* "«Матвей Комаров, житель города Москвы» ", 1929. Повесть
* "«Минин и Пожарский» ", 1940. Историческая проза.
* "«О мастерах старинных» ". Историческая проза.
* "«О Маяковском» ", 1940. Мемуары
* "«О поэзии и заумном языке» ". Теоретическая работа.
* "«О солнце, цветах и любви» "
* "«О теории прозы» ",1925. Теоретическая работа.
* "«Повести о прозе. Размышления и разборы» ", 1966. Основан на переработке старых сочинений:
** "«Художественная проза. Размышления и разборы» ", 1961
** "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1953
** "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
** "«Заметки о прозе Пушкина» ", 1937
* "«Повесть о художнике Федотове» ". «Капитан Федотов», 1936,( "«Федотов» " в биографической серии ЖЗЛ).
* "«Поденщина» ", 1930
* "«Поиски оптимизма» ", 1931
* "«Портрет» ". Историческая проза
* "«Пять человек знакомых» ", 1927
* "«Развертывание сюжета» ", 1921. Теоретическая работа.
* "«Революция и фронт» ", 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
* "«Розанов» ". Статья
* "«Свинцовый жребий» ", 1914. Поэтический сборник
* "«Сентиментальное путешествие» ". Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
* "«Созрело лето» "
* "«Теория прозы» ", 1925. Теоретическая работа
* "«Тетива. О несходстве сходного» ", 1970. Теоретическая работа
* "«Техника писательского ремесла» ", 1927
* "«Третья Фабрика» ". Автобиографическая проза. 1926
* "«„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа» ", 1921. Теоретическая работа
* "«Удачи и поражения Максима Горького» ", 1926
* "«Ход коня» ", 1923. Сборник
* "«Чулков и Левшин» ", 1933
* "«Эйзенштейн» ". Книга отмечена Государственной Премией.
* "«Энергия заблуждения» ", 1981
* "«Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» ", 1923. Эпистолярный роман
* [http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm "«О теории прозы» ". 1983.] Теоретическая работа
 

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

* «Крылья холопа», 1926
* «По закону», 1926. (Экранизация романа Джека Лондона).
* «Предатель», 1926. Режиссер — Абрам Роом.
* «Третья Мещанская», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Ухабы», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
* «Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова
* «Два броневика», 1928
* «Дом на Трубной», 1928. Режиссер — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом
* «Казаки» (Грузия), 1928
* «Овод» (Грузия), 1928
* «Капитанская дочка», 1928
* «Последний аттракцион», 1928
* «Турксиб», 1929. Документальный фильм
* «Американка» (Грузия), 1930.
* «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

* «Молодежь побеждает», (Грузия), 1928.
* «Мертвый дом», 1932. (Экранизация Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
* «Горизонт», 1932. Режиссер — Лев Кулешов
* «Минин и Пожарский», 1939. Режиссер — Всеволод Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
* «Алишер Навои», 1947
* «Далекая невеста», 1948
* «Чук и Гек», 1953
* «Овод», 1955. В гл. роли — Олег Стриженов.
* «Казаки», 1961. Режиссер — Владимир Пронин.
* «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
* «Cказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
* «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
* «Жили-были» (1972)
* «Слово о Льве Толстом» (1978)

Виктор Шкловский в библиотеке А.Белоусенко

 

 

 

Биография: 

    Отец – Борис Владимирович Шкловский, преподаватель, содержавший до революции «торговую школу», а также математические «курсы для взрослых», после революции профессор Высших артиллерийских курсов. Мать – Варвара Карловна Шкловская (урожд. Бундель), домашняя хозяйка.
После окончания гимназии поступил на филологический факультет Петербургского университета.
    В 1913 г. состоялось первое публичное выступление Место футуризма в истории языка, вскоре переработанное в брошюру Воскрешение языка. Развивал положения филологов Веселовского и Потебни. Широко использовал термины вИдение, узнавание, остранение. Развивал мысль Потебни о стирании образности языка и провозглашал необходимость разрушения автоматизма. Это должно произойти путём обновления формы. Выступления в составе футуристов на нескольких скандальных мероприятиях принесли Шкловскому известность. Знакомится вэто же время с Мандельштамом и маяковским.
    В 1914 г. ушёл добровольцем  на фронт. После службы на фронте (шофером, был в искровой роте, в прожекторной команде, в гараже штаба и т. д.) с 1915 г. служит в Петрограде инструктором в автомобильной роте. Это позволяет ему продолжать активно участвовать в литературной жизни. Становится однимс из основателей ОПОЯЗа (Общества изучения теории поэтического языка).
    Февральскую революцию встречает в чине старшего унтер-офицера, выбирается членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве представителя дивизиона участвует в работе первого Петроградского совета. Помощником комиссара Временного правительства отправляется на Юго-западный фронт, где получает ранение и Георгиевский крест 4-й степени за храбрость. Крест вручил ему Корнилов.
    Известие об Октябрьской революции доходит до Шкловского в Персии, где он опять в качестве помощника комиссара Временного правительства участвует в эвакуации русских войск.
    После возвращения в Петроград вступает в боевую эсеровскую организацию и участвует в заговоре. После его провала бежит в Поволжье, где, скрываясь некоторое время в сумашедшем доме, пишет очередную книгу. Оттуда он отрпавляется в Киев, служит там в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из строя броневики, засыпав сахар в жиклеры, участвует в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского (Шкловский этого времени изображён в "Белой гвардии" Булгакова как Шполянский).
    С группой возвращающихся из Австрии бывших русских военопленных отправляется в Петроград для передачи большой суммы денег. По дороге, скрываясь от ареста, выпрыгивает с поезда. Пешком приходит в Москву, к Горькому, который через Свердлова добивается прекращения дела против Шкловского. Вскоре, после амнистии эсерам возвращается в Петроград и решает отказаться от политической деятельности, женится на В.Г.Корди и берёт на всякий случай её фамилию. Однако долго не выдерживает и вновь начинает подписывать статьи "Шкловский". Много пишет статей, начинает писать о кинематографе. Преподаёт в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы (затем - Литературная студия).
    Весной 1920 г. стреляется на дуэли. Затем отправляется на Украину в поисках уехавшей туда от голода жены. Вступает в Красную армию, участвует в боях под Александровском, Херсоном и Каховкой.
    Возвращается в Петроград, селится в общежитии Дома искусств. 9 октября 1920 г. Шкловский избран профессором Российского института истории искусств по разделу теория литературы факультета истории словесных искусств.
    Активно участвует в создании группы "Серапионовы братья", в т.ч. на заседаниях (хотя формально не является "братом"), многие члены группы - его слушатели в Литературной студии - Лунц, Слонимский, Зильбер, Полонская.
    В 1922 г. в Берлине издана книга Г.Семенова "Боевая и военная работа партии социалистов-революционеров в 1918-1919 гг.», в которой Шкловский упомянут в числе боевиков. Начинаются аресты эсеров. Возвращаясь домой ночью с дровами, заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Без вещей, с одними санками, на которых вез дрова, Шкловский отправился к знакомым. Прожив в Петрограде еще десять дней и бесстрашно появляясь в публичных местах – так он посещал Госиздат, чтобы получить разрешение на выход книги «Эпилог» (1922), 14 марта 1922 г. Шкловский по льду Финского залива бежит в Финляндию.
    Жена остаётся в качестве заложника, некоторое время проводит в заключении. Выкуплена с помощью взятки, деньги на которую собрали в основном Серапионы.
    В финском карантине пишет мемуары о недалёком прошлом, так, чтобы никто не пострадал. Издана в Берлине в 1923 г. (Сентиментальное путешествие).
    С конца 1922 начинает хлопотать через Горького о возвращении в Россию, сотрудничает с фирмой "Руссторгфильм", публикует несколько книг, художественных и о кинематографе.
    Пишет книгу "Zoo", посвящённую Эльзе Триоле, в которую был безуспешно влюблён. Книга содержала, в том числе, и письма Эльзы Шкловскому (после прочтения книги Горький посоветовал Эльзе стать писателем, что она и сделала). Книга завершалась письмом, адресованным ВЦИК, с просьбой о возвращении. В сентябре вернулся в Россию.
    Много печатает, является одним из лидеров ЛЕФа, работает для кино.
    В 1930 г. выступает со статьями, которые были восприняты как отречение от формального метода. Интересы смещаются в сторону истории литературы и литературоведения.
    В 30-е участвует в издательских начинаниях Горького (пример - поездка на Беломорканал, где Шкловский встретился со своим братом филологом Вл.Шкловским, участником иосифлянского движения, находившимся там в заключении). пишет историко-биографические книги (пример - "Марко Поло"). Некоторые работы этого времени остались незавершёнными. Во время Великой отечественной войны - в эвакуации в Алма-Ате.
    В конце 1944 на фронте погиб его сын, что стало сильным потрясением для Шкловского. В послевоенное время попал под удар во время борьбы с космополитизмом (К.Симонов писал, что книга Шкловского Гамбургский счёт «абсолютно буржуазная, враждебная всему советскому искусству книга»). Невозможно было публиковать оригинальные работы, но выручали переводы и киносценарии.
    В 60-е - 70-е годы Шкловский спокойно пожинал лавры:  классик литературоведения, его работы времён ОПОЯЗа наконец получили признание на Западе, где в это время они популярны среди структуралистов и семиотиков.
    Считается, что Шкловский послужил прототипом для следующих персонажей:
    Булгаков Белая гвардия - Шполянский,
    О. Форш Сумасшедший корабль - Жуканец,
    В. Каверин Скандалист, или Вечера на Васильевском острове - Некрылов,
    Вс. Иванов У - Андрейшин,
    Платонов Чевенгур - Сербинов.
Каверин и Вс.Иванов вели полемику с Шкловским всю жизнь, Платонов -  во многих статьях, памфлете Антисексус (Шкловский затронул Платонова в своей книге Третья фабрика).

peoples.ru: Виктор Борисович Шкловский / Viktor Shklovsky

  

Ссылки на общественную деятельность: 

Один из основателей и активных деятелей ОПОЯЗа.
Один из лидеров (наряду с Маяковским) ЛЕФа.
Один из основателей группы "Серапионовы братья".

 

Бакин Дмитрий

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Бакин Дмитрий (Бочаров Дмитрий Геннадьевич)
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. в 1964 году
Язык творчества: 
русский
Страна: 
СССР, Россия
Творчество: 

http://magazines.russ.ru/authors/b/bakin/ рассказы Бакина на сайте Журнальный зал; также здесь http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/bakind11.htm?1/3 и здесь http://www.eknig.net/showthread.php?t=1536
http://lib.ru/NEWPROZA/BAKIN_D/ рассказ в биб-ке lib.ru; также здесь http://www.kulichki.com/moshkow/NEWPROZA/BAKIN_D/r_syn.txt
http://www.vmzhurnal.com/archive/2/bakin.htm отрывок из романа на сайте журнала "Время и место"

Дмитрий Бакин, "Страна происхождения", Спб.: Лимбус-пресс, 1995., электронной версии, к сожалению, нет

* * *

http://vz.ru/culture/2008/8/3/192512.html интервью Бакина Дм. Бавильскому (эпистолярное), 2008

http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/bakin-d/ Бакин на сайте Литкарта
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/8/knobos02.html Татьяна Касаткина, "В поисках другой половины", с сайта Журнальный зал

_______

"Рассказы Бакина (таков псевдоним застенчивого и консервативного автора, который продолжает работать водителем, и избрал конфиденциальность, чтобы уклониться от премий и интервью) по праву сравниваются с произведениями Уильяма Фолкнера, поскольку, как и у великого писателя юга Соединенных Штатов (Бакин тоже родился на юге России), у него мы находим персонажей, одержимых семейными генеалогиями. Как и у Фолкнера, трагедии Бакина заявляются как таковые с первых же строк, а стиль зачастую напоминает барочный."
Микеле Де Мьери, из рецензии на антологию "Русские цветы зла", с сайта ИноСМИ http://www.inosmi.ru/translation/142936.html

_______

http://infoart.udm.ru/magazine/znamia/set/ivanova/ivano027.htm Наталья Иванова о Бакине в журнале "Знамя"

_______

"...При всей безошибочности узнавания русской ментальности атмосфера безысходного абсурда передана так языково достоверно, как будто в литературе появился новый английский Кафка или Камю."
Бакин в переводе на английский, с сайта Эсклибрис НГ http://exlibris.ng.ru/kafedra/2003-05-29/3_bromfield.html
Книга "Страна происхождения" переведена также на голландский, немецкий и итальянский

_______

http://www.pressa.spb.ru/newspapers/tc/arts/tc-20-art-34.html Владимир Соболь, "Премия - водителю грузовика?", с сайта Пресса СПб, через http://community.livejournal.com/ru_books/396623.html , голос читателя

_______

"Загадочный, но абсолютно реальный московский профессиональный шофер и прозаик по совместительству Дмитрий Бакин на церемонию [присуждения премии Антибукер], как и ожидалось, не пришел. Не лекцию, но благодарственное слово, написанное им, адресовала присутствующим его очаровательная супруга Маргарита"
отсюда http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/0197m/kk001-11.htm

_______

"...Костя Тублин любит говорить в интервью, что его издательство многое делает «для спасения российской культуры». Особенно часто он повторял это, издав книжку никому тогда не известного писателя Дмитрия Бакина - «Страна происхождения». Подчеркивал, что вложил деньги в заведомо некоммерческий проект. Но после того, как книжка Бакина получила Антибукеровскую премию за 1996 год, писателя стали активно переводить и печатать за рубежом.
Но Бакин от этого не стал богаче. Костя Тублин, когда готовил книгу, заплатил писателю 200 долларов за мировые права на издание его прозы."
Фатех Вергасов, с сайта Псевдология http://www.pseudology.org/Dovlatov/Raznoe/Tublin.htm
*

"...на книгу Дмитрия Бакина вышло более 100 рецензий и критических упоминаний в прессе... Но никакой продаваемости внутри страны эта книга не имела."
Константин Тублин, с сайта Эсклибрис НГ http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-07-20/4_limbus.html

Биография: 

http://www.booksite.ru/department/center/writ/bakin.htm на сайте Центр чтения
http://curtain.ng.ru/plot/2000-01-21/5_creators.html "Московский затворник", с сайта НГ

_______

"...связь с этим фантастически одаренным и фантастически аутичным писателем и раньше была практически односторонней. А в последние пять лет он и вовсе исчез."
Сергей Чупринин, из жж-сообщества журнала "Знамя", дек. 2005 http://community.livejournal.com/ru_znamlit/1126.html

Русский писатель, уроженец Донецка, лауреат премии Антибукер (1996), интересен не только (а, может быть, даже не столько) своей остраняюще-экзистенциальной прозой, но и совершенно уникальным по нынешним временам способо

Ленты новостей