природа

Отрывок дневника 1857 года [Путевые заметки по Швейцарии]

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Толстой Лев Николаевич
Информация о произведении
Полное название: 
Отрывок дневника 1857 года [Путевые заметки по Швейцарии]
Дата создания: 
1857
История создания: 

Описание первых двух дней пешего похода летом 1857 г. по местам около Женевского озера, связанным с Руссо. Написано примерно через 2 недели после описанного путешествия.

"Я советую читателю читать не только знаменитые книги Толстого, а сделать Толстого спутником своей жизни.

Дафнис и Хлоя

Средняя оценка: 7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лонг
Информация о произведении
Полное название: 
Дафнис и Хлоя
История создания: 

Повесть Лонга имела более счастливую судьбу, чем многие произведения античной литературы, — она сохранилась полностью в нескольких списках, хранящихся в библиотеках Флоренции и Рима. В средние века она была забыта, но эпоха Возрождения высоко оценила ее, а образцовый перевод на французский язык, выполненный известным филологом и переводчиком Жаком Амио, сразу сделал ее знаменитой; бесчисленные пасторали, наводнившие европейскую литературу на всех языках в XVII и XVIII веках, более тесно примыкали именно к повести Лонга и к буколикам Вергилия(?), чем к их прототипу — Феокриту. Имена Дафниса и Хлои стали классическими именами пасторали, повторяющимися бесконечное число раа

Высокую оценку повести Лонга дал Гете (см. И. П. Эккерман, Разговоры с Гете; записи от 9 и 20 марта 1831 года). «Все это произведение, — сказал Гете, — говорит о высочайшем искусстве и культуре... Надо бы написать целую книгу, чтобы полностью оценить по достоинству все преимущества его. Ею полезно читать каждый год, чтобы учиться у него и каждый раз заново чувствовать его красоту».
примечания ( автор М. Грабарь-Пассек)

 Единственно полностью сохранившейся античный буколический роман.

Кант

Средняя оценка: 8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Варлам Тихонович Шаламов
Информация о произведении
Полное название: 
Кант
Дата создания: 
1956
История создания: 

Входит в цикл "Колымских рассказов". Намеренно рифмуется со стихотворением в прозе "Стланик"

 

                     

 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img200.imageshack.us/img200/2953/646o.jpg

О работе, за которую полагается только суп.

                                  * * *

Стланик

Средняя оценка: 8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Варлам Тихонович Шаламов
Информация о произведении
Полное название: 
Стланик
Дата создания: 
1960
История создания: 

Входит в цикл "Колымских рассказов"

Главка "Кедровый стланик" из воспоминаний Бориса Лесняка, с сайта Журнальный зал
Стихотворение Шаламова "Стланик" на сайте, посвященном писателю 

 

       
 

 

На Крайнем Севере, на стыке тайги и тундры, среди карликовых берез, низкорослых кустов рябины с неожиданно крупными светло-желтыми водянистыми ягодами, среди шестисотлетних лиственниц, что достигают зрелост

Человек во вселенной

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Человек во вселенной
Дата создания: 
до 2007 года
История создания: 

Интервью, данное Леви-Строссом Константину фон Барлевену и Галине Наумовой в рамках междисциплинарного проекта «Интеркультурная библиотека ХХ века»

 


 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img338.imageshack.us/img338/2766/ind13.jpg
http://img338.imageshack.us/img338/4409/drevo.jpg

Согласны ли Вы с тем, что современная цивилизация находится сегодня на том этапе своего развития, когда культуры Запада должны осознать необходимость учиться у культур, некогда называемых «третьим миром», так к

Платеро и я

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Хуан Рамон Хименес, Juan Ramon Jimenez
Информация о произведении
Полное название: 
Платеро и я, Platero y yo
Дата создания: 
1914
История создания: 

 Из рукописного предисловия Хуана Рамона Хименеса:

  Я начал писать "Платеро" в 1906 году по возвращении в Могер. Воспоминания о прежнем Могере и встреча с новым определили книгу. Я часто сопровождал врача Луиса Лопеса Руэду и видел много горестного.
  Меня часто спрашивали, существовал ли Платеро в действительности. Конечно, существовал.[...] Платеро - обычная кличка ослов серебристой масти (мулы у нас бурые, а собаки белые). На самом деле мой Платеро - не конкретный осел, а самые разные, обобщенный образ серых ослов. С детства у меня перебывал не один такой. И все были серебристыми. Память о них и стала героем книжки.

Платеро и я - цикл лирических зарисовок Хуана Рамона Хименеса - странствия поэта и ослика по захолустному Могеру от весны до весны.

Руссо - отец антропологии

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Руссо - отец антропологии
Дата создания: 
1963

(частично)

Индейское общество и его стиль (окончание)

Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Индейское общество и его стиль (окончание)
Дата создания: 
1955
История создания: 

Глава из книги "Печальные тропики"

 

                            

 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img291.imageshack.us/img291/9823/lstrausstatu.jpg
http://img291.imageshack.us/img291/364/005iro.jpg

 

Рассматривая узоры в форме палочек, спиралей и буравчиков, которым в этом искусстве, по-видимому, отдается предпочтение, неизбежно возвращаешься к мысли об испанском барокко с егo коваными железными деталями и

Индейское общество и его стиль

Средняя оценка: 9.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Индейское общество и его стиль
Дата создания: 
1955
История создания: 

Глава из книги "Печальные тропики"

 

                         

 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img291.imageshack.us/img291/1771/lstross.jpg
http://img291.imageshack.us/img291/4779/indeyci.jpg

Для любителей Кэррола и жестоких диковинок.

                                           * * *

Печальные тропики

Средняя оценка: 10 (5 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Печальные тропики
Дата создания: 
1955
История создания: 

Написано на основе путевых дневников и научных отчетов довоенных этнографических экспедиций Леви-Стросса в бассейне реки Амазонка и впечатлений, полученных в путешествиях по Азии.

 

                          

Великая книга о европейце перед двумя ликами тропиков - шамана и Будды.

 

                             

 

Леви-Стросс Клод

Средняя оценка: 9.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация об авторе
Даты жизни: 
1908 - 2009
Язык творчества: 
французский, английский
Страна: 
Франция, Бразилия, США,
Творчество: 

Страница Леви-Стросса в ФОМ. Клубе. Биография, труды, публикации о нем в сети.
Страница Леви-Стросса у Лабазова.
Леви-Стросс в Библиотеке по философии.

Труды Леви-Стросса на разных сайтах:


Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. "Кошки" Шарля Бодлера
.
Раса и политика.  Беседа Клода Леви-Стросса с Дидье Эрибоном, в журнале Неприкосновенный запас.
Михаил Лившиц. Мифология древняя и современная. Из книги "Античный мир"
Фредерик Бегбедер о Леви-Строссе.

_______

   Структурализм был прежде всего связан с именем Леви-Стросса, называвшего своими вдохновителями структуралистов Пражского лингвистического кружка – Трубецкого и Якобсона, а также Соссюра. Отправной точкой структурализма можно считать попытку освободить культурные явления от какого бы то ни было предустановленного видения мира, которое представляло их в качестве иллюстрации к существовавшей ранее догме, попытку описать внутреннее функционирование этих феноменов, структур родства, например, а позднее – мифов...
/Цветан Тодоров. Без ангелов мы обойтесь можем... С сайта Мимесис/


  Борис Долгин: А что насчет перспектив наук о человеке? Нарисована некоторая картина того, что существует к настоящему моменту, в чем-то вдохновляющая, в чем-то очень грустная. А каков прогноз?
Иванов: У меня прогноз всегда оптимистический. Я, в целом, считаю, что Вернадский прав, и мы, конечно, войдем в ноосферу, и будем находиться в сфере разума. Я думаю, что наиболее четкое высказывание принадлежит Леви-Строссу, создателю структурной антропологии. Ему скоро исполняется 100 лет, но он жив и продолжает работать. Он давно сказал, что XXI в. будет веком гуманитарных наук или его не будет. Т.е. есть необходимость такого развития наук о человеке, которое будет не чисто теоретическим, а практическим тоже. Поскольку это диктует необходимость сохранения вида, я думаю, что ближайшее будущее – это время синтеза естественнонаучного и гуманитарного, социологического понимания человека, человеческой культуры и человеческого общества, что потребует радикальной перестройки форм образования и исследования в этой области...
/Вячеслав Вс. Иванов. Задачи и перспективы наук о человеке. Лекция и дискуссия, с сайта Полит.ру/

Материалы об ученом:

 Архив видеоинтервью Леви-Стросса (франц)
новое Клод Леви-Стросс, интервью (франц.), 1972 г. В Читальном зале Пергама

Биография: 

Клодин Канетти. Клод Леви-Стросс. Последний французский гениальный мыслитель

Мишель Турнье о Леви-Строссе:
- Каким запомнился вам Леви-Стросс и что это был за человек? Как повлиял на вас?
- Я учился у него в 25 лет. Он много мне дал. Но должен заметить, что сам он меня почти не знал, книги мои не открывал... Как человек он был необыкновенно холоден. Но обладал удивительным юмором...

К столетию Леви-Стросса:

_______

http://proza.com.ua/print/?9130
http://tavrov.livejournal.com/1059.html
http://news2.ru/story/136292/
http://news.bigmir.net/technology/74958/

 

                 
 

 _________________________________________
 

По сообщениям СМИ

  Во Франции скончался один из величайших ученых-гуманитариев XX века, создатель структурной антропологии Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss). Он не дожил до своего 101-го дня рождения менее месяца.
Смерть наступила в ночь с 31 октября на 1 ноября
.

  Президент отдает должное памяти неустанного гуманиста, любознательного ученого, который всегда находился в поиске новых знаний, человека, свободного от всех форм сект и доктрин. Он почтил память великого ученого, всегда открытого миру, который создал современную антропологию и поднял на самую большую высоту репутацию французских гуманитарных и общественных наук.
/Из коммюнике, обнародованного Елисейским дворцом
/

 

Бинарный оппозиционер

В возрасте ста лет умер член Французской академии, академик Национальной академии США, кавалер орденов Почетного легиона, ордена Восходящего солнца (Япония), ордена Заслуг в науках (Бразилия), командор Национального ордена заслуг, ордена Академических пальм, ордена Искусств и литературы, ордена Короны (Бельгия) и ордена Южного Креста структурный антрополог Клод Леви-Строс.
Клод Леви-Строс получил титул "бессмертного" (члена Французской академии) в 1973 году, собственно, начиная с этого момента ему уже можно было писать некрологи, поскольку его земная жизнь некоторым образом завершилась. Когда в день столетия (28 ноября 2008 года) под него был полностью переделан Музей Бранли, куда он передал свою антропологическую коллекцию, то само знание, что он еще жив и бодр, вселяло некоторый священный трепет. Он, конечно, грандиозен. Из каких-то невозможных индейцев намбиквара, бороро и кадувео он создал духовное явление, соизмеримое с бессознательным Фрейда или потоком сознания Джойса.
Мы любили его как никого другого. Это даже странно. Он основатель структурной антропологии, но антропология для России никогда не играла роли главной гуманитарной дисциплины, мы и узнали-то о ней благодаря Леви-Стросу, а до того называли это этнографией. Что же касается структурализма, то по сравнению с нашими структуралистами — Лотманом, Ивановым, Топоровым — он отличался характерной французской невнятностью, неспособностью додумать до стройного состояния и нежеланием внятно изложить то, что хотел сказать. Структурализм в принципе ясный метод, его можно взять и применить, но его структурную антропологию оказалось невозможно приложить никуда, кроме как к его тропическим индейцам. Группа покойного Елизара Моисеевича Мелетинского, главного пропагандиста Леви-Строса в России, с большим энтузиазмом пыталась перевести принципы изучения мифа о разоренном орлином гнезде у индейцев к мифу о вороне у наших северных народов, но как-то ничего убедительного из этого не вышло.
Впрочем, он был подготовлен к нашей любви всей своей жизнью. В 1930-е — коммунист, во время войны бежал в Америку, где познакомился с Романом Якобсоном, тот и заразил его структурализмом, познакомил с работами Владимира Проппа о структуре волшебной сказки и князя Николая Трубецкого, потрясшего его стройностью своей системы бинарных оппозиций в фонологии. Леви-Строс расширил это безмерно — для него структура бинарных оппозиций стала не инструментом анализа, а законом мышления как явления природы. Роман Осипович был гений и переформатировал, видимо, всех, с кем встречался, но благодаря этому получилось, что Леви-Строс вырос из того же, из чего и Тартуская семиотическая школа, как его было не полюбить?
Этого хватает для нас, но не хватает для всемирной славы. Всемирность ему обеспечило созвучие совершенного им переворота в антропологии с современной ему европейской ситуацией. Главным объектом его исследования стал миф, и живущий массовыми мифами ХХ век не мог на это не откликнуться. Миф он полагал манифестацией бессознательного, а начиная с Фрейда бессознательное завороживало культурное сознание. В полном соответствии с принципами структурной лингвистики он объявил основным материалом исследования не диахронию — историческое изучение, а синхронический срез. Неважно, что откуда возникло, важно, что чему противостоит сегодня,— ХХ век с его антиисторизмом не мог этому не порадоваться. Наконец, он заявил, что бессознательное дикаря и бессознательное современного человека суть одинаковы и законы мышления у них одинаковы. Поколение 68-го года не могло это не оценить.
В сущности, его модель была пугающе простой. Он полагал, что бессознательное — это не сексуальные коды, как у Фрейда, а коды вообще, своего рода операционная система, действующая на основе бинарных оппозиций. То бишь там нет содержания, а только способы обработки любых содержаний — своего рода процессор. И этот процессор одинаков у всех Homo sapiens. Различие опытов определяет не бессознательное, а подсознательное — своего рода компьютерная "память". То есть дикарь и современный француз думают одинаково, только у одного в подсознании орлы, а у другого — биржа. Естественно, он был на стороне дикаря. Он прямо провозглашал, что чувствует себя посланником, проводником чистого мира индейцев среди сегодняшнего заблудшего и погрязшего в грехах мира,— сказывалась левая закваска. Я бы сказал, что при некоторой, и даже весьма заметной, модернизации в системе его взглядов как-то слишком заметно виден Жан-Жак Руссо с его естественным человеком, безгрешным как дитя или Адам и Ева в раю.
Понять, как такими идеями, проиллюстрированными к тому же изучением систем родства у намбиквара и кадувео, можно заворожить культурный мир, довольно трудно. Для этого нужно читать Леви-Строса. Он талантливый писатель. В некоторой импрессионистической недодуманности его исследований ощутим дух французского экзистенциализма, присутствие Сартра и Камю. В конце концов, главным оказывается миф не об орле, а о разоренном орлином гнезде, движение "От меда к пеплу" (как называется одна из его книг) — счастливый мифологический мир постоянно рушится. Миф, который вроде как должен через систему бинарных оппозиций снять противоречие жизни и смерти, занимается их возгонкой, нанизывает на это все новые и новые смыслы, пока не приводит к абсурду противопоставления сырого и вареного, которое ничего не решает и не объясняет. По сравнению с его предшественниками, с "волшебной сказкой" Проппа или "мифом о вечном возвращении" Джорджа Фрезера, он повествует о некоем вечном возвращении в никуда — это какой-то первобытный экзистенциализм. Плюс к этому его видение в пластическом плане явно определяется Пикассо и Браком, их зрением он выхватывает первобытные маски и устраивает какие-то пляски смерти в разъятом на части мире абсурда — именно на этом была построена экспозиция в честь его столетия в Музее Бранли.
Не знаю, может быть, дело в том, что он так долго прожил. В 60-70-е казалось, и это видно по текстам его русских последователей, что главное чудо Леви-Строса в том, что любую культуру можно вот так стройно и непротиворечиво разложить по полочкам бинарных оппозиций, написать систему уравнений и все сейчас станет понятным. Сегодня кажется, что дело не в этом. Дело в том, что, оказывается, и Камю, и Сартр, и Пикассо, и Фрейд, и миф, и Якобсон — все это прекрасно еще совместимо с "естественным человеком" Руссо и даже как бы еще из него следует. Он был внуком раввина из Версаля, он видел Первую мировую, во Вторую бежал от фашистов в Америку, и оказывается — он все еще жил в эпоху Просвещения. И даже все эти его ордена и академии — как-то это похоже на Гете с его министерским портфелем. Он как бы и герой 1968 года, но, с другой стороны, "его превосходительство Леви-Строс".
Вернее, он умер, а мы все еще живем в эпоху Просвещения, она еще не кончилась. Странно, правда?

/Григорий Ревзин. С сайта газеты КоммерсантЪ /

* * *

Умер один из последних великих европейских интеллектуалов, определивших лицо ХХ века. Учёный Леви-Стросс останется в истории основателем структурной антропологии, сменившей в качестве основной дисциплины о человеке функционалистский и историцистский подходы в антропологии.
Как публичный интеллектуал, сочувствующий марксизму, он настаивал на снятии различия между «примитивными» и «развитыми» обществами, на равной ценности всех культур в человеческой истории. Пессимистичный мыслитель и учёный, размышлявший о судьбах человечества, однажды заметил в годы холодной войны, что мир как начался без человека, так и закончится без него. Практически то же самое он повторил за четыре года до смерти.
/Андрей Веретенников. Умер Клод Леви-Стросс. Пессимистичный структуралист. Статья, вкратце излагающая биографию и обобщающая научные и общественные достижения великого антрополога, с сайта Частный корреспондент/

* * *

Некролог и подробная биография на Центральном еврейском ресурсе.

* * *
Это уже не мой мир. С сайта Газета.ру.

* * *
Краткие сообщения, содержающие подробности биографии и перечисления заслуг ученого:

http://www.bbc.co.uk/russian/science/2009/11/091103_levi_stross_death.shtml
http://www.svpressa.ru/society/news/16444/
http://rus.ruvr.ru/2009/11/03/2167679.html
http://www.izvestia.ru/news/news220338
http://www.kp.ru/online/news/565216/
http://www.polit.ru/science/2009/11/03/levistrauss.html
http://www.gzt.ru/topnews/science/270001.html
http://www.openspace.ru/news/details/13427/
http://www.infox.ru/science/enlightenment/2009/11/03/Umyer_izvyestnyyy_et.phtml
http://www.grani.ru/Society/Science/m.161594.html
http://www.snob.ru/selected/entry/8620
http://www.infox.ru/science/enlightenment/2009/11/03/Umyer_izvyestnyyy_et.phtml
и т.д.

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=53085&pagenumber= некрологи участников форума

Великий французский ученый – этнограф, антрополог, социолог, философ, уроженец Брюсселя; по-видимому, не случайное, но провиденциальное сочетание вымуштрованной веками культуры иудейского толкования Торы, гальск

Евгений Онегин

Средняя оценка: 9.1 (14 votes)
Полное имя автора: 
Александр Сергеевич Пушкин
Информация о произведении
Полное название: 
Евгений Онегин
Дата создания: 
1823-1831, 1833
История создания: 

Работа над «Евгением Онегиным» продолжалась долго. 26 сентября 1830 г. в Болдине, подводя итог работе над романом, Пушкин сделал запись: «1823 год 9 мая Кишинев — 1830 25 сент. <ября> Болдино» и подсчитал: «7 ле<т> 4 ме<сяца> 17 д<ней>». Знакомство современников с текстом «Евгения Онегина» также растянулось на многие годы. Первую главу читатели, не имевшие возможности познакомиться с ней в рукописи, увидали в 1825 г., в середине февраля. После этого остальные главы стали появляться, приблизительно, с интервалом в год: в октябре 1826 г. — вторая, в октябре 1827-го — третья. В начале 1828 г. вышли сразу две главы — четвертая и пятая, а в марте того же года — шестая. Затем наступил перерыв в два года, и седьмую главу читатель получил лишь в марте 1830 г. Восьмая появилась в январе 1832 г. Наконец, в 20-х числах марта 1833 г. «Евгений Онегин» вышел отдельным изданием, собравшим воедино публиковавшиеся на протяжении ряда лет тексты. 
                              Лотман Ю.В.

Александр Измайлов -"Евгений Онегин", глава I - анонс 1825 года 02 апреля 1833 Вышло в свет полное издание романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» - Хронограф в журнале "Вокруг света"

В конце сентября пишется девятая (в окончательной редакции романа — восьмая) глава «Евгения Онегина». Она еще будет дорабатываться, но основной массив текста создан между 21 и 25 сентября здесь, в Болдине
Вадим Баевский. Новые документы о жизни и смерти Пушкина

Роман, написанный 14 строчными стихотворениями  (онегинскими строфами). Рифменная схема AbAbCCdd EffEgg

                   
  Сначала все к нему езжали;

Кавказский пленник

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Александр Сергеевич Пушкин
Информация о произведении
Полное название: 
Кавказский пленник Повесть
Дата создания: 
1822
История создания: 

Написана в период южной ссылки автора, когда он посетил, в том числе, и Кавказ (Пятигорск). 

Ранняя поэма. Принадлежит ещё к романтическому направлению.

Степь

Средняя оценка: 9.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Антон Павлович Чехов
Информация о произведении
Полное название: 
Степь
Дата создания: 
1888
История создания: 
«Создавая «Степь», Чехов не был связан ни сроками, ни объемом, кажется, впервые за многие годы он мог писать просторно и не спеша. Тем удивительнее, что непривычно большая и сложная повесть была написана за неполные пять недель. А. П. Чехов работал над ней с начала января 1888 г. или с конца декабря 1887 г. по 2 февраля 1888 г.
Первое упоминание о начале работы мы находим в письме писателя к И. Л. Леонтьеву (Щеглову) от 1 января 1888 г.: «Передайте добрейшему А. Н. Плещееву, что я начал (…) для «Северного вестника» (…) степной рассказ».
О завершении работы А. П. Чехов сообщил Плещееву 3 февраля 1888 г.: «Степь» кончена и посылается». 
Для дебюта в толстом журнале Чехов выбрал то, что ему было знакомо больше и лучше всего - детские и юношеские воспоминания, освеженные впечатлениями от недавней поездки в родные места. Об этом он писал двоюродному брату
Г. М. Чехову: «Главное действующее лицо у меня называется Егорушкой, а действие происходит на юге, недалеко от Таганрога»» (9 февраля 1888). (К 120-летию со дня создания повести А. П. Чехова «Степь»)
«Впервые – журнал «Северный вестник», 1888, № 3. Включено в сборник «Рассказы».
В основу повести легли впечатления, связанные с Таганрогом и Приазовьем, освеженные во время поездки Чехова в родные места весной 1887 года. Работа над «Степью» продолжалась немногим более месяца – с начала января (или с конца декабря 1887) по 2 февраля 1888 года.
Работая над повестью, Чехов написал более двадцати писем,
в которых более или менее подробно касался «Степи» и которые составили маленькую летопись, запечатлевшую творческую историю повести. 9 января он писал Короленко (который в своё время передал Чехову просьбу Н. К. Михайловского написать для «Северного вестника» большую повесть): «С Вашего дружеского совета я начал маленькую повестушку для «Северного вестника». Для начала взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звёзды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений. Пишущий, например Вы, поймёт меня, читатель же соскучится и «плюнет». Примерно то же Чехов писал 12 января Д. В. Григоровичу: «Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, жидов, попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо. Я чувствую, что многое я поборол, что есть места, которые пахнут сеном, но в общем выходит у меня нечто странное и не в меру оригинальное. – И далее, назвав свою повесть «степной энциклопедией», Чехов добавлял: – Первый блин комом. Но я не робею. И энциклопедия, авось, сгодится. Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику… Я глубоко убеждён, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока ещё кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя».
Собратья по перу оценили «Степь» необычайно высоко.
А. Н. Плещеев по прочтении «Степи» писал Чехову 8 ф
евраля 1888 года: «Прочитал я её с жадностью. Не мог оторваться, начавши читать. Короленко тоже… Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать Вам не могу и никаких замечаний не могу сделать – кроме того, что я в безумном восторге. Это вещь захватывающая, и я предсказываю Вам большую, большую будущность. Что за бесподобные описания природы, что за рельефные, симпатичные фигуры… Этот отец Христофор, Егорушка, все эти возчики: Пантелей, парень, влюблённый в жену, певчий… да и всё решительно… И сколько разбросано тончайших психологических штрихов. – Одним словом, я давно ничего не читал с таким огромным наслаждением». В письме к сыну от 6 апреля 1888 года Плещеев сообщил: «Я сегодня был у Салтыкова. Он редко кого хвалит из новых писателей. Но о «Степи» Чехова сказал, что «это прекрасно» и видит в нём действительный талант».
В. М. Гаршин отзывался о «Степи» восторженно и, по свидетельству И. Е. Репина, «говорил, что таких перлов языка, жизни, непосредственности ещё не было в русской литературе». Л. Н. Толстой причислял «Степь» к лучшим произведениям Чехова. 
Н. К. Михайловский, прочитавший «Степь» в корректур
е, написал Чехову 15 февраля 1888 года: «Читая, я точно видел силача, который идёт по дороге, сам не зная куда и зачем, так, кости разминает, и, не сознавая своей огромной силы, просто не думая об ней, то росточек сорвёт, то дерево с корнем вырвет, всё с одинаковой лёгкостью, и даже разницы между этими действиями не чувствует. Много Вам от Бога дано, Антон Павлович, много и спросится. …Ваша сила ясная, и в этой ясности ручательство, что злу она не послужит, не может послужить, за что бы Вы ни взялись, что бы ни задумали». Однако Михайловский не находил в повести стройного замысла и общественно важной темы. Эти же упрёки высказывали и другие критики» (из послесловия О. Дорофеева к повести).
 

Ленты новостей