Испания

Врач своей чести

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Педро Кальдерон де Ла Барка
Информация о произведении
Полное название: 
Врач своей чести, El medico de su honra
Дата создания: 
1633
История создания: 

       Пьеса написана около 1633 года.  Впервые  напечатана  в  1637  году  во "Второй части комедий Кальдерона".
     Вполне  допустимо,  что  сюжетный  костяк  пьесы  не  является   только художественным вымыслом, а восходит к легендам, окружавшим имя  короля  дона Педро Справедливого или Жестокого (1350-1369).      Называют и более непосредственный источник кальдероновского вдохновения - одноименную пьесу, изданную в 1633 году в Барселоне  под  именем  Лопе  де Вега (в "Двадцать седьмой части комедий Лопе  де  Вега").  Менендес-и-Пелайо безоговорочно включил ее в свое "Собрание сочинений  Лопе  де  Вега".  Между пьесами  Лопе  и   Кальдерона   действительно   имеется   множество   весьма существенных совпадений (название, сюжет, расстановка действующих лиц  и  т. д.). Не совпадают, правда, имена героев,  что,  понятно,  не  может  служить опровержением заимствования. Кстати, что касается  имен  основных  героев  - Менсии и Гутьерре, - то  комментаторы  обнаружили  их  в  пьесе  Андреса  де
Кларамонте "De este agua по bebere", опубликованной в 1630 году  во  "Второй части новых комедий Лопе де Вега и других авторов". Пьеса эта имеет  сходную фабулу, но зато и весьма существенные расхождения.
Сходство между пьесой Кальдерона и той,  которая  значится  под  именем Лопе де Вега, можно считать бесспорно установленным. Однако  тот  факт,  что пьеса Лопе (или лица,  прикрывающегося  его  именем)  очень  несовершенна  в художественном   отношении,   что   в   ней   множество   грубых   просчетов драматургического  и  поэтического   порядка,   побудил   некоторых   весьма авторитетных испанистов  усомниться в авторстве Лопе
   Начиная с эпохи романтиков пьеса "Врач  своей  чести"  прочно  вошла  в  обиход европейского  читателя  и  зрителя.  Она  переведена  на  большинство европейских языков и постоянно возникает в репертуаре театров разных  стран. Из западноевропейских постановок отметим спектакль Карла Иммермана  в  сезон 1834 года в Дюссельдорфе и парижского театра Одеон в сезон 1833/34 года.      В России пьеса Кальдерона  была  впервые  представлена  на  сцене  Спб. Большого театра в 1831 году. Давалась она в переводе В. Каратыгина  (правда, сделанного с немецкого языка).
Перевод Ю. Корнеева  является  четвертым  по  счету, также есть переводы  С. Костарева и  К. Бальмонта

   Драмы чести «Врач своей чести», «Художник своего бесчестья»,   «За тайное оскорбление — тайная месть».

Миссия университета

Средняя оценка: 6 (1 vote)
Полное имя автора: 
Хосе Ортега-и-Гассет, Jose Ortega y Gasset
Информация о произведении
Полное название: 
Миссия университета, Mision de la Universidad
Дата создания: 
1930
История создания: 

Основой работы является выступление, подготовленное по просьбе Студенческой Ассоциации Университета и прочитанное 9 октября 1930 в Мадридском университете. Первоначально и сразу же "М.У." была опубликована в газете El Sol, затем в этом же году в издательстве "Западный журнал". Статья посвящена вопросу реформы университета и должна стать "вступлением к будущему курсу по "Идее университета".

Последовательное разграничение понятий науки, культуры и образования, а также доказательство того, почему "высшее образование для среднего человека" не может не быть гуманитарным в своей основе.

 

Гонгора Луис де

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лиус де Гонгора-и-Арготе Luis de G?ngora y Argote
Информация об авторе
Даты жизни: 
1561-1627
Язык творчества: 
испанский
Страна: 
Испания
Творчество: 

Впервые стихи Гонгоры были опубликованы в 1580 г. Затем они публиковались в разных сборниках и ходили в списках. Посмертно вышли "Сочинения в стихах Испанского Гомера" (1627), за ними "Полное собрание стихов" (1634). Принято делить творчество Гонгоры на два периода – «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи - традиционные сонеты, романсы, летрильи. Плоды второго периода – «Ода на взятие Лараче» (1610), мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» (1613) и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства – цикл пасторальных «Поэм уединения» (исп. Soledades, другое значение слова – печаль, любовная тоска). Из задуманных четырех поэм («Уединение в поле», «Уединение на берегу», «Уединение в лесу», «Уединение в пустыне») написаны только первая и часть второй. Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму (исп. el culteranismo, el cultismo) – течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Его противниками выступали Лопе де Вега и Франсиско Кеведо (сонеты последнего, впрочем, не чужды «темной» манере); Сервантес отдавал должное искусству Гонгоры.

В сети интернет:
Романсы, летрильи, сонеты, эпиграммы
Переводы В. Резниченко
Поэма Одиночества
Luis de Gongora y Argote(doc)
Критика:

Культизм часто называют гонгоризмом, по имени Луиса де Гонгоры, явившегося основоположником этого направления. Он считал, что искусство должно служить немногим избранным. Средством создания ученой поэзии Гонгора избрал «темный стиль». По его мнению , некоторая неясность выражений побуждает читателя к размышлению, при этом, чтобы постичь смысл, читатель должен обладать большим интеллектуальным потенциалом. И Гонгора сознательно зашифровывает свои поэтические тексты, прибегая к искусственно усложненному синтаксису, используя множество неологизмов, перегружая произведения сложными метафорами и перифразами. Гонгора открывается читателю не сразу, чтобы войти в мир поэта, его нужно изучать, подобно тому, как изучают греческих и латинских авторов. Один из главных исследователей Гонгоры, испанский филолог Дамасо Алонсо, считает, что именно в так называемом «темном периоде» творчества, Гонгора написал самые замечательные стихи. Творчество Луиса де Гонгора и Арготе, которое, как мы увидим, насквозь пронизано мифологическими сюжетами. Например, Гонгора традиционно трактует легенду о несчастной любви уродливого циклопа Полифема к прекрасной нимфе Галатее, которая впервые была изложена в «Одиссее» Гомера. В поэме «Одиночества» поэт, как истинный художник эпохи Барокко, использует мифологические аллюзии для выражения реального плана, который, как выясняется, на самом деле предельно прост.
Источник

Испанский культеранизм, отмеченный чертами маньеризма, не сделался ведущим направлением эпохи, ибо по самой сути своей он был в значительной степени кризисным явлением, а потому переходным. Немалую роль в дискредитации «гонгоризма» сыграли один из последних великих возрожденцев, Лопе де Вега, и представители нового века — Франсиско де Кеведо, Хуан де Хуареги и многие другие антигонгористы.
Источник

Биография: 

Принадлежал к знатному, но обедневшему дворянскому роду. Родился в Кордове. В четырнадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг и, завершив образование, стал клириком. В 1585 г. получил место архидиакона Кордовского собора. В 1617 г. добивается назначения королевским капелланом, почетная и скудно оплачиваемая синекура. В марте 1626 г. заболевает расстройством мозгового кровообращения, теряет память. Больным и нищим возвращается Гонгора умирать в родной город.
В википедии
Биография на Академике

Один из крупнейших поэтов Испании. Дитя противоречивого времени, совмещал в своей личности не

Кеведо Франсиско де

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас Francisco G?mez de Quevedo y Santib?ez Villegas
Информация об авторе
Даты жизни: 
1580-1645
Язык творчества: 
испанский
Страна: 
Испания
Творчество: 

Стихи Кеведо были представлены в известной антологии Педро де Эспиносы «Цветник прославленных поэтов» (1605), но собраны в одно и опубликованы были только после смерти автора. Кеведо — один из двух, наряду с Гонгорой, признанных лидеров поэзии испанского барокко, автор политических, философских и религиозных сочинений, крупнейший сатирик — автор сборника повестей «Сновидения» (1606—1623), плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (1626), сатирической панорамы «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» (1636, изд. 1650).

В сети интернет:
На сайте Кулички
На Альдебаране
В библиотеке Мошкова
В электронной библиотеке Litru
В библиотеке испанской литературы
В викитеке

***

Безобразный, уродливый мир, открывающийся на страницах произведений Кеведо, предстает воплощенным в образах, в которых реальные пропорции подвергаются систематическому искажению и сдвигу. Не случайно важнейшее из выразительных средств, к которому прибегает автор на протяжении всего творчества, - гротеск, карикатурная деформация действительности. Способы, с помощью которых он добивается этого, чрезвычайно разнообразны. Один из них - нарочитое столкновение возвышенного, идеального плана с реальным, более того - пошлым и вульгарным. В частности, просторечье и даже воровской жаргон соседствуют в произведениях Кеведо со словами высокого стиля.
Динамизм, необычная подвижность, многоликость характерны и для языка Кеведо-писателя, бывшего ярым приверженцем так называемого консептизма. Смысл этого стилевого направления, ориентированного на сравнительно узкий круг "избранных" читателей, заключается в стремлении вскрыть с помощью немногих слов возможно большее число глубинных и неожиданных связей между различными объектами. Слово в консептизме испытывает чрезвычайно большую, иногда даже чрезмерную нагрузку, ибо писатель часто строит произведение на парадоксальном сопоставлении, столкновении двух или нескольких образов, связь между которыми раскрывает предмет либо явление с неожиданной стороны.
"Я сам себя покинул, ибо собственная моя душа оставила меня в слезах, разбитым"
Биография: 


Знаменитый испанский поэт, сатирик, критик, моралист, политик и философ.
Отец его был секретарем четвертой жены Филиппа II, Анны Австрийской. В Алькальском университете Кеведо научился греческому и латинскому языкам, а позже овладел языками арабским, еврейским, французским и итальянским; имел также обширные сведения по юриспруденции, математике, астрономии, политике, философии. Кеведо искусно владел оружием, был склонен к донжуанству и отличался страстной любовью к чтению.
Брокгауз и Ефрон

Выпускник двух провинциальных университетов, удачливый донжуан и заядлый дуэлянт (с его-то хромотой и близорукостью), Кеведо взлетал до степеней известных. Был министром финансов испанского Неаполя и секретарем самого Филиппа IV (“секретарем без секретов” – лаконичная и трезвая самооценка) и оттого падал вместе с опальными патронами с особо болезненной высоты. На самое дно. В ссылках и тюрьмах этот потомок знатного рода, питомец двора, провел в общей сложности треть жизни. Странно, что Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса не подвергли аутодафе, потому что вердикт светской и инквизиторской цензуры обозвал автора “Пройдохи Паблоса” и еще восьми толстых томов испаноязычных сочинений доктором бесстыдства, лиценсиатом шутовства, бакалавром гнусностей, профессором пороков и протодьяволом среди человеков”.
Источник

Испанский философ и писатель Мигель де Унамуно однажды сказал о себе, что «болен Испанией». Так

Все так

Средняя оценка: 6 (3 votes)

Начиная с 1970-х годов Наталья Ивановна не раз в качестве историка выступала в теле- и радиоэфире, а с сентября 2006 года еженедельно выходит ее совместная с

Сонет о сонете

Средняя оценка: 6.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Феликс Лопе де Вега Карпио, Felix Lope de Vega y Carpio
Информация о произведении
Полное название: 
Сонет о сонете
История создания: 

 Перевод П.Грушко из:
Книга песен Из европейской лирики13-16 веков. М.,Московский рабочий, 1986
Перевод Гончаренко отсюда
Перевод 
Жуковского. Также
ЗА НЕЖНЫЙ ПОЦЕЛУЙ ТЫ ТРЕБУЕШЬ СОНЕТА
Sonnets Сонеты о сонетах

 Сонет о сонете

 
Перевод Грушко:

Платеро и я

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Хуан Рамон Хименес, Juan Ramon Jimenez
Информация о произведении
Полное название: 
Платеро и я, Platero y yo
Дата создания: 
1914
История создания: 

 Из рукописного предисловия Хуана Рамона Хименеса:

  Я начал писать "Платеро" в 1906 году по возвращении в Могер. Воспоминания о прежнем Могере и встреча с новым определили книгу. Я часто сопровождал врача Луиса Лопеса Руэду и видел много горестного.
  Меня часто спрашивали, существовал ли Платеро в действительности. Конечно, существовал.[...] Платеро - обычная кличка ослов серебристой масти (мулы у нас бурые, а собаки белые). На самом деле мой Платеро - не конкретный осел, а самые разные, обобщенный образ серых ослов. С детства у меня перебывал не один такой. И все были серебристыми. Память о них и стала героем книжки.

Платеро и я - цикл лирических зарисовок Хуана Рамона Хименеса - странствия поэта и ослика по захолустному Могеру от весны до весны.

На катафалк короля Филиппа 2 в Севилье

Средняя оценка: 7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Мигель де Сервантес Сааведра (Migel de Cervantes Saavedra)
Информация о произведении
Полное название: 
На катафалк короля Филиппа 2 в Севилье (Хвостатый сонет)
Дата создания: 
1598?

НА КАТАФАЛК КОРОЛЯ ФИЛИППА II В СЕВИЛЬЕ
(Хвостатый сонет)
Свидетель Бог, я нем; сознаться надо,
Здесь всякий онемеет в восхищенье.
Чтоб описать сие сооруженье,
Я отдал бы червонный без досады.

Эпоха дворов и королей.

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Филипп Эрланже
Информация о произведении
Полное название: 
Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558-1715 гг
Дата создания: 
1967?

Повседневная жизнь Испании золотого века

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марселен Дефурно
Информация о произведении
Полное название: 
Повседневная жизнь Испании золотого века, L'Espagne au siecle d'or
Дата создания: 
1996
История создания: 


Бытоописание жизни Испании XVI -XVII века.

Осада Памбы

Средняя оценка: 5.7 (6 votes)
Полное имя автора: 
Козьма Петрович Прутков
Информация о произведении
Полное название: 
Осада Памбы (Романсеро. С испанского)
Дата создания: 
1854

ОСАДА ПАМБЫ

Романсеро, с испанского

Девять лет дон Педро Гомец,
По прозванью Лев Кастильи,
Осаждает замок Памбу,
Молоком одним питаясь.

Романсы о короле доне Педро Жестоком

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Информация о произведении

Романсы о Сиде

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Автор неизвестен
Информация о произведении
Полное название: 
Романсы о Сиде
Дата создания: 
XIV-XVI века

 Романсы о Сиде повествуют о герое испанского народа Родриго Диасе Де Биваре (смотри "Песнь о Сиде" на этом сайте). 

Романсы об инфантах Лара

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Автор неизвестен
Информация о произведении
Полное название: 
Романсы об инфантах Лара
История создания: 
Романсы основаны на "Всеобщей хронике " Альфонса X, и двух  эпических поэмах  - около 974 года и около 1300 года. 
Позже  сюжет  и его отдельные эпизоды был использованы многими писателями и поэтами, включая Лопе де Вега и Виктора Гюго
 
Романсы рассказывают о  ключевых моментах легендарных событий X века. 

Романсы о Фернандо Гонсалесе

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Автор неизвестен
Информация о произведении
Полное название: 
Романсы о Фернандо Гонсалесе
Дата создания: 
XIV-XVI век
История создания: 


Романсы Фернандо Гонсалеса восходят к эпической поэме, известной по редакции XIII века. Она основана на истории реального человека - графа Кастильского  Фернандо Гонсалеса (912?-970) Сын графа де Бургоса округлив свои владения около 950 года Фернандо основал сильное графство Кастильское, ставшее наследственным, автономным, а вскоре полностью самостоятельным от Леона.

Фернандо Гонсалес предстает  как непобедимый борец, которого не могут одолеть ни мавры, ни христиане, но в целом содержание соотвествует историческим фактам.   

Ленты новостей