литературоведение

Как писать историю литературы

Средняя оценка: 7.8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Михаил Леонович Гаспаров
Информация о произведении
Полное название: 
Как писать историю литературы
История создания: 

Статья опубликована в "Новом литературном обозрении" - 2003 г., № 59.
Впервые она была представлена вниманию публики в качестве доклада на тыняновских чтениях в августе 2002 года. Самого Гаспарова в это время в Резекне не было - его письмо во второй день чтений в ходе дискусии "Как писать сторию литературы" прочел О. Ронен.
В сети доклад можно найти Журнальном зале, на сайтах Лингвотек, Classes.RU, Русский филологический портал.
О дискуссии в целом можно почитать здесь и здесь.

КАК ПИСАТЬ ИСТОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ

Кротовые норы

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джон Фаулз
Информация о произведении
Полное название: 
Кротовые норы (Wormholes)
Дата создания: 
1998
История создания: 

 

Аннотация

Блум Харольд

Полное имя автора: 
Харольд Блум Harold Bloom
Информация об учёном
Даты жизни: 
1930
Научная биография: 

Закончил Корнельский университет (Итака, штат Нью-Йорк) в 1952 г.  Защитил диссертацию в Йельском университете (Коннектикут) в 1955 г.
В центре научных интересов - священное в литературе, механизм литературной динамики, восприятие текстов и формирование канона.
Издал множество трудов и книг о "страхе влияния", как побудительном мотиве развития литературы, об "ошибках прочтения", о "западном каноне", в которых коснулся огромного количества авторов и произведений, прежде всего англоязычной, особенно американской литературы.
в Википедии

Противник и критик релятивистских представлений о литературе. Выступает за сохранение и дальнейшее формирование иерархии ценностей в современной культуре и, в частности, в образовании.

Андроников Ираклий

Средняя оценка: 8.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Андроников (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович
Информация об учёном
Даты жизни: 
(15.09.1908, Петербург — 13.06.1990, Москва),
Научная биография: 

(статья из Лермонтовской энциклопедии)
АНДРОНИКОВ
Ираклий Луарсабович (р. 1908), рус. сов. писатель, литературовед, исследователь жизни и творчества Л (Лермонтова). Изучение биографии и творч. наследия великого поэта А. осуществляет многообразными средствами — в историко-лит. трудах, в устных рассказах, в худож. исполнении стихов, в создании кино- и телефильмов. Ему принадлежат рассказы, лит. портреты, очерки, сценарии на лермонт. темы, в к-рых научная основательность сочетается с увлекательностью изложения.

Первые разыскания А. связаны с участием в подготовке 5-томного собр. соч. Л. под ред. Б. Эйхенбаума (1935—36). В «Трудах Тифлисского гос. университета» (1936, в. I) появилась статья А. «К биографии М. Ю. Лермонтова», где устанавливалось, что большой цикл юношеских стихов поэта был посвящен Н. Ф. Ивановой. Эта статья стала основой др. работ А. на тему «Н. Ф. И.» и получила худож. воплощение в рассказе «Загадка Н. Ф. И.» (впервые: «Пионер», 1938, № 2). Уже здесь сказались принципиальные особенности метода А.: изучение худож. текста, кропотливый анализ документов в сочетании с активными поисками нового, встречами с потомками современников Л., обращением к архивам и материалам, находящимся в частных руках. В результате были установлены не только новые биографич. факты, но и найдены два неизв. стих. Л., а также портрет женщины, в к-рую был влюблен поэт.

Продолжение этой работы — исследование драмы «Странный человек», ее автобиографич. основы и идейно-худож. содержания. В кн. «Жизнь Лермонтова» (1939) установлена связь романа «Вадим» с подлинными событиями пугачевского движения в Пензенской губ., получившая развитие в ст. «Л. в работе над романом о пугачевском восстании», ЛН, т. 45—46, 1948. Весьма существенным был анализ стих. «Бородино», впервые сжато изложенный с привлечением нового материала в газ. «Правда» (1941, 22 июня). Результатом многолетних разысканий явилась монография А. «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (1955), где выяснены мн. обстоятельства, сопровождавшие службу Л. в Нижегород. полку, изучены его связи с груз. культурой и творч. замыслы, возникшие во время путешествия по Грузии и скитаний по Сев. Кавказу. А. доказывает, что «Демон», «Мцыри», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Тамара», «Свиданье» созданы под впечатлением живой действительности и вобрали в себя кавк. нар. предания, легенды и песни (первая публ. — в ж. «Красная новь», 1939, № 10—11). Особое место в этой книге занимает гл. «По ущельям Терека и Арагвы» — живой рассказ о том, как А. в 1952 повторил кавк. маршрут Л., побывал в тех местах, к-рые нашли отражение в живописных произв. поэта. Это позволило атрибутировать мн. его картины и рисунки.

В последующие годы А. опубл. новые работы, вошедшие в кн. «Лермонтов. Исследования и находки»

(1964, Гос. пр. СССР, 1967; 4 изд., 1977). В гл. «Лермонтов и его парт...» воссоздана творч. история стих. «Смерть поэта», рассказано о связях Л. с кругом друзей и знакомых Пушкина. Глава «Строки из писем 1841 г.» посв. обстоятельствам гибели поэта, критич. анализу документов, связанных с дуэлью Л. Большое место в книге занимает публикация материалов, к-рые много лет разыскивал А., в т. ч. ценных автографов из архива А. М. Верещагиной-Хюгель. А. опубл. неизв. ранее стих. Л. «Один среди людского шума», «Послание», вариант стих. «Есть речи — значенье...», стихотв. экспромт, обращенный к Верещагиной, автограф начала «Баллады» («До рассвета поднявшись, перо очинил...»), письмо Л. к Е. А. Арсеньевой, воспоминания В. И. Анненковой и др.

А. выступает как редактор, автор вступит. статей и комментариев к соч. Л. Под его ред. вышли: Собр. соч. в 4 тт. (изд. «Огонек», 1953); Собр. соч. в 4 тт. (изд. «Худож. лит-ра», 1964—65, 1975); соч. Л. в серии «Б-ка всемирной лит-ры» (1972). Пропагандируя наследие Л., А. привлекает к своим поискам читателей, телезрителей, радиослушателей. Большое культурное значение имеют его выступления в концертах, по радио, телевидению с устными рассказами о Л. По его рассказам создан кинофильм «Загадка Н. Ф. И.» (1959). См. в ст. Кинематография.

Соч.: Жизнь Л., М., 1939; Лермонтов, М., 1951; Избранные произв., т. 1—2, М., 1975; Я хочу рассказать вам... Рассказы, портреты, очерки, статьи, 3 изд., М., 1971; Рассказы литературоведа, предисл. К. Чуковского, 16 изд., М., 1973; Великая эстафета. Воспоминания. Беседы, М., 1975; К музыке, 2 изд., М., 1977.

Лит.: Тарле Е., Книга о Лермонтове, «ЛГ», 1951, 8 дек.; Александров В., Ираклий Андроников, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Шкловский В., Шифр Лермонтова, «Огонек», 1964, № 40; Жданов В., В поисках нового, «Новый мир», 1964, № 10; Полевой Б., Силуэты, «Октябрь», 1978, № 1; Молчанов В., Ключ к тайне, «Правда», 1978, 26 сент.; Тихонов Н., И. Л. Андроникову — 70 лет, «ЛГ», 1978, 27 сент.; Лакшин В., Человек-театр, «Лит. Россия», 1978, 29 сент.

Э. Э. Найдич.

АНДРОНИКОВ (АНДРОНИКАШВИЛИ) Ираклий Луарсабович

(15.09.1908, Петербург — 13.06.1990, Москва), писатель, литературовед, мастер худож. рассказа.

Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов...

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Михаил Юрьевич Михеев
Информация о произведении
Полное название: 
Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов...
Дата создания: 
2002

Фрагмент второй главы книги "Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов...", в котором на материале дневников и записных книжек рассматривается тяжелейшая ситуация приспособ

Лекции по русской литературе

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Набоков Владимир Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Лекции по русской литературе
Дата создания: 
1950-е годы
История создания: 

Курс лекций, прочитанный американским студентам. Авторский сборник

                 

 

                    

 

Содержание:

Писатели, цензура и читатели в России

L`Envoi

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Набоков Владимир Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
L`Envoi ("Посвящение" фр.)
Дата создания: 
1950-е годы
История создания: 

Из курса лекций американским студентам

Фрагмент:

Лекции по зарубежной литературе

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Набоков Владимир Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Лекции по зарубежной литературе
Дата создания: 
1950-е годы
История создания: 

Курс лекций, прочитанный американским студентам

Лев Толстой

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация о произведении
Полное название: 
Лев Толстой
Дата создания: 
1963
История создания: 

Из серии Жизнь замечательных людей. Существует второе издание, существенно изменённое и переработанное.

Биография Толстого с квалифицированным литературоведческим разбором произведений.
Лев Толстой Виктора Шкловского (ЖЗЛ)

Гольдштейн Александр

Средняя оценка: 8.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Гольдштейн Александр Леонидович
Информация об авторе
Даты жизни: 
1957-2006
Язык творчества: 
русский
Страна: 
СССР, Израиль
Творчество: 

Гольдштейн об Израэле Шамире и его книге "Сосна и олива";
об израильской русскоязычной поэзии;
капитулянская статейка о русскоязычной израильской культуре вообще.

Вечер Александра Гольдштейна в салоне "Крыша", 1997г. На сайте LITLIFE

Гольдштейн в галерее сайта Вавилон

 новое "...Это, безусловно, был один из самых тонких и просвещенных людей, которых я встречал в своей жизни. Он блестящий писатель, это всем известно, отмечено и признано. Но существует другая его ипостась, которая не реализовалась: он был блестящий лектор. Он совершенно блестяще говорил. Не столько в приватной беседе – он был человек очень тихий, скромный, интеллигентный, очень умел слушать, не то что не давил на собеседника, а наоборот, от него любой собеседник ощущал как бы какую-то полную, мягкую и глубокую, с пониманием, поддержку. Это были, безусловно, его личные качества, а кроме того, возможно, и некое влияние среды: он происходил из Прибалтики, из Таллина, потом жил в Баку… Такая восточная мягкость, велеречивость, внимательность, одновременно и сосредоточенность и расслабленность – это было ему очень свойственно. Но когда он начинал говорить на литературные темы, многие знакомые культурные девушки испытывали просто эротический эффект. Притом что он был совершенно не мачо по своему типу. Человек среднего роста, с тонким лицом, с тихим голосом, совершенно не претендовавший на какой-то формальный, внешний захват. Он говорил очень глубоко, тонко, четко, все, что он говорил, было продумано, и его стиль литературный в достаточной степени близок к стилю его речи, публичного выступления. Я думаю, это было бы просто счастье для студентов.
– Он не читал лекций?
– Нет. Не нашлось ему места в университете. И, что еще важно, он (это видно и в его писаниях) был
человеком чрезвычайно точным и чрезвычайно чувствительным. Он очень хорошо понимал людей, чувствовал их, очень хорошо реагировал...
– То есть он не был таким ученым и писателем, которому больше ни до чего нет дела?
– К быту у него было отношение классически-разночинское, российское: он жил поверх быта. В момент нашего наиболее тесного общения он снимал квартиру в центре Тель-Авива, недалеко от моря. Это была просто съемная квартира: как обычно, какие-то диванчики, комод 30?х или 50?х годов, вроде тех, что до сих пор на подмосковных дачах доживают, естественно, очень много книг. Но работал он за каким-то маленьким, чуть ли не кухонным столом в темной кухне. Ему это было неважно. Он был человеком, чрезвычайно нацеленным на свое дело, на литературу, на тексты, и его жизнь была в большой степени лишь средством для его текстов..."

/Александр Бараш. Была идея русской литературы Израиля. С сайта журнала Лехаим/

новое В издательстве НЛО вышла новая книга Гольдштейна, "Памяти пафоса", сборник статей, эссе и бесед, публиковавшихся ранее в периодике.

Ольга Балла. Тайными тропами,  рецензия на книгу,  также здесь
Евгения Бродская, рецензия на книгу
 

 

Памяти Александра Гольдштейна:
 

"- Что, на ваш взгляд, стало литературным событием (и, если угодно, антисобытием) уходящего года?
- Увы, смерть. Смерть Александра Гольдштейна. Есть писатели, значение которых начинает расти только после смерти. Он – один из них. О нем будут говорить, когда о многих, чьи имена сейчас у всех на устах, забудут."
/Михаил Шишкин, из "Экслибрис НГ"/

         
Мемориальный блок памяти Александра Гольдштейна в журнале "НЛО", рубрика IN MEMORIAM
Мемориальный блок памяти Александра Гольдштейна в журналах "Зеркало", рубрика Иконография

http://booknik.ru/news/?id=10115 Михаил Генделев
http://dkuzmin.livejournal.com/236549.html Дмитрий Кузьмин

http://galkovsky.livejournal.com/72574.html некролог-инвектива Дмитрия Галковского, с продолжением и откликами:
http://galkovsky.livejournal.com/73038.html
http://galkovsky.livejournal.com/73520.html
http://barbus.livejournal.com/79061.html

________

Глеб Морев. Жест в искусстве. С сайта Литкарта
Борис Дубин. Четвертая проза. С сайта Стенгазета
Михаил Юдсон. Игра в Го, или Аргус. С сайта журнала "Знамя"
Денис Иоффе. Казус Ушельца или Рефлексия о методологии Постмодернизма середины девяностых годов. Постмодернизм в русском Израиле. С сайта журнала "Топос"

Александрийские поля имперской литературы, беседа о творчестве Гольдштейна с участием Глеба Морева, Елены Фанайловой и др. с сайта журнала "Лехаим", сент. 2008 г.

Александр Ротенберг. Наше "И" и артодоксальный театр
. С сайта журнала "Солнечное сплетение"

Биография: 

Александр Гольдштейн в Википедии

________

"...Я помню, когда во второй половине 90-х, когда у нас не было никаких с ним контактов, я просто по публикациям узнавал, что именно он для еженедельника НГ- Exlibris определяет 20 самых значимых романов ХХ века, была такая серия статей, какие он получает награды, в каком издательстве он печатается. Я просто был твердо убежден, наблюдая за этими фактами из Праги, что он давно приехал в Москву, живет столичной жизнью и стал заслуженно известным, что он давно работает в каком-то издательстве или газете, получает большую зарплату и живет где-то на Бульварном кольце. Это, конечно, взгляд иностранца. И я был шокирован, когда потом мы встретились, и оказалось, что Саша по-прежнему с очень большим трудом зарабатывает на жизнь какими-то мелкими статейками для израильской периодики и что у него ничего этого нет."
Томаш Гланц,  с сайта Новая литературная карта России.

* * *

Значительная часть прозы Гольдштейна автобиографична.

Ссылки на общественную деятельность: 

подпись Гольдштейна под Открытым письмом Путину в защиту Лимонова

Открытое письмо израильских деятелей культуры Президенту России В. В. Путину

Уважаемый Г-н Президент,
Поэтов и певчих птиц нельзя сажать в клетку. Мы, израильские писатели и деятели культуры, знакомы с творчеством русского поэта Эдуарда Лимонова, книги которого переведены и на иврит. Нас огорчает, что нашего собрата держат уже полгода в стенах Лефортова, даже не предъявляя обвинения. Эдуард Лимонов и его поэзия – важное культурное явление, и его преследование граничит с вандализмом и порочит светлое имя новой России. Со словом борются словом, а не грубой полицейской силой – к этому выводу давно пришло просвещенное человечество. Мы призываем вас защитить Лимонова от разгула карательных органов, как защищал русский царь вольнодумца Пушкина от напора охранки.

        СВОБОДУ ЛИМОНОВУ ЭДИЧКЕ!

Натан Зах, Яаков Бессер (председатель Союза Израильских Писателей), Гавриэль Мокед (председатель Союза Еврейских Писателей), Дана Зингер, Александр Гольдштейн,..
Тель-Авив, 10 сентября 2001 г.

Русский писатель, уроженец Таллинна, лауреат премий российского Букера, Антибукера (1997) и Андрея Белого (посмертно), великолепный космополит, лелеявший утопию «русской средиземноморской литературы» по модели Кав

Иованович Миловое

Средняя оценка: 7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Иованович Миловое
Информация об авторе
Язык творчества: 
сербский
Страна: 
Югославия
Творчество: 

Югославский литературовед, критик, переводчик Платонова. Статья "Гений у развилки дорог" в газете "Русская мысль", сетевой версии не нашел.

 

Чаловская Татьяна

Полное имя автора: 
Чаловская Татьяна
Информация об авторе
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия
Творчество: 

Помещенная на странице произведения статья.

.

Ленты новостей