Аристотель

О поэзии. Сочинение Аристотеля

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Николай Гаврилович Чернышевский
Информация о произведении
Полное название: 
О поэзии. Сочинение Аристотеля
Дата создания: 
1854
История создания: 

Отзыв на перевод Ордынским Поэтики Аристотеля

Не меньше, чем об эстетике Аристотеля об эстетике Платона.

Эстетические отношения искусства к действительности

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Николай Гаврилович Чернышевский
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)
Даты создания и публикации: 
1855

Критика эстетической концепции Гегеля с позиций материализма. Продолжение линии Платона - Аристотеля - теории мимезиса.

Чернышевский Николай

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Николай Гаврилович Чернышевский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1828-1889
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия

О народном образовании

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Лев Николаевич Толстой
Информация о произведении
Полное название: 
О народном образовании
Дата создания: 
1862
История создания: 

Напечатана в в первом номере журнала "Ясная Поляна" в 1862 г.

Программная статья для первого номера педагогического журнала "Ясная Поляна".

Вообрази себе картину

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джозеф Хеллер, Joseph Heller
Информация о произведении
Полное название: 
Вообрази себе картину, Picture This
Дата создания: 
1988
История создания: 

Исходный пункт некоторых историй – триумф героя. Он способен породить целую лавину восторгов и хвалебных од в честь виновника события, лавину насмешек, лавину комментариев, интерпретаций и тщательных исторических изысканий, прослеживающих и анализирующих весь путь человека или вещи к вершине ее славы.

Существование картины Рембрандта, на которой изображен Аристотель с бюстом Гомера, во второй половине XX века – как раз и есть такая история. В самом начале 1960-х годов Метрополитен-музей приобрел на торгах не особенно известную картину великого художника, которая до этого побывала в различных частных собраниях, терялась, вновь обнаруживалась, меняла свои названия. Цена покупки была невиданной для тех лет – она превышала два миллиона долларов, и на некоторое время «Аристотель» превратился в самый дорогостоящий шедевр из побывавших на аукционах. На фоне хорошо подготовленного энтузиазма публики картина была выставлена в Метрополитен-музее, где зрители продемонстрировали к ней невероятный интерес. Он превысил даже, — что кажется совсем уж удивительным, - интерес к приезжавшей в Нью-Йорк «Джоконде» Леонардо.

Джозеф Хеллер (1923 – 1999), американский писатель, известный своей гуманистической и иронической позицией, увидел этот момент в истории приобретений и экспозиций Метрополитен-музея как личный триумф и реванш Рембрандта (отнюдь не чисто духовный), а также как личный триумф Аристотеля-персонажа картины. На закате этой «триумфальной эры» рембрандтовского полотна, в эпоху очередных общественных и финансовых ажиотажей вокруг картин уже других авторов, Хеллер опубликовал роман «Picture This» (1988, в переводе Сергея Ильина – «Вообрази себе картину» ) – произведение, которое многие поклонники писателя назвали достойным значения и оригинальности его культовой «Уловки – 22».

Появление книги Хеллера, которую (с определенной долей условности) можно назвать творческой, художественной интерпретацией картины Рембрандта, стало последним ярким моментом всего апофеоза «Аристотеля» в истории культуры. Картина перестала являться событием и навечно воцарилась в одном из известнейших музеев мира. Вокруг нее уже нет тех эмоций, того общего беспокойства, которое можно было видеть в шестидесятые годы. Поток научных работ по истории создания картины и по истории ее путешествий по коллекциям спал, а интерпретаторский энтузиазм искусствоведов и вовсе исчез.

Все, написанное об «Аристотеле» после Хеллера, - не важно, какие цели ставит перед собой и какую форму принимает текст, - род послесловия.
Информация отсюда: Семестровая работа неизвестного героя "Картина+размышление. Джозеф Хеллер о рембрандтовском "Аристотеле"

Роман представляет собой вольное странствие мысли по трем эпохам: античность, Голландия ХVII века и  США 60-х годов ХХ века.

Платон

Средняя оценка: 10 (3 votes)
Полное имя автора: 
Платон Афинянин (Аристокл)
Информация об авторе
Даты жизни: 
427 -347 (8) гг. до н. э.
Язык творчества: 
греческий
Страна: 
Греция
Творчество: 

Фрасил пишет, что даже диалоги сам Платон издавал тетралогиями по примеру трагических поэтов, которые состязались четырьмя драмами на празднествах Дионисийских, Ленейских, Всеафинских и Хитрийских, четвертая из драм была сатировская, а все четыре назывались тетралогией. Подлинных диалогов Платона, по его словам, имеется 56, если считать, что "Государство" делится на десять, а "Законы" – на двенадцать. (Впрочем, о "Государстве" Фаворин во II книге "Разнообразного повествования" говорит, будто оно почти целиком содержится в "Противоречиях" Протагора.) А тетралогий у Платона девять, если считать "Государство" за одно сочинение и "Законы" тоже за одно.
Диоген Лаэртский (кн. III)


Первая тетралогия
Евтифрон, или О благочестии
Апология Сократа
Критон, или О должном
Федон, или О душе

Вторая тетралогия
Кратил, или О правильности имен
Теэтет, или О знании
Софист, или О сущем
Политик, или о Царской власти

Третья тетралогия

Парменид, или Об идеях
Филеб, или О наслаждении
Пир, или О благе
Федр, или О любви

Четвертая тетралогия
Алкивиад Первый
Алкивиад Второй, или О молитве
Гиппарх, или Сребролюбец
Соперники, или О философии

Пятая тетралогия
Феаг, или О философии
Хармид, или Об умеренности
Лахет, или О мужестве
Лисид, или О дружбе

платон и аристотель



Рафаэль Санти.
Афинская школа. Платон и Аристотель (1510-1511), Рим, Ватикан

Шестая тетралогия
Евтидем, или Спорщик
Протагор, или Софисты
Горгий, или О риторике
Менон, или О добродетели

Седьмая тетралогия
Гиппий первый или О прекрасном
Гиппий второй или О должном
Ион, или об Илиаде
Менексен, или Надгробное слово

Восьмая тетралогия
Клитофонт, или Вступление
Государство, или О справедливости
Тимей, или О природе
Критий, или Атлантида

Девятая тетралогия
Минос, или О законе
Законы, или О законодательстве
Послезаконие, или Ночной совет, или Философ
тринадцать Писем

 
 
 Йос ван Гент. Платон, ок. 1474, Париж, Лувр



* * *

Платон никогда или почти никогда не слагает свое произведение, как оратор, по правилам превосходной, рассудительной, всегда находчивой риторики, которую изобрели софисты его времени и с которой он не переставал вести борьбу.
Он пишет по законам исступленного восторга. Существует не одно исступление. Ничто, сообщает нам сам Платон, не является более близким к его собственному гению, чем это исступление, которое он получает как божественный дар от богинь всего музыкального — от Муз.
Главные темы его диалогов — идет ли речь о справедливости в государстве или о любви — никогда не начинаются и никогда не развиваются в школярской или в схоластической манере. Они возникают как музыкальные сюжеты, сначала в качестве второстепенного, связанного с мелодией, мотива, случайного, как бы где-то вдали от главного вопроса, на приглушенном звуковом плане разговора. Потом все идет так, как будто небольшая волна, которая набежала первой на песок, отходя, вдруг вновь вздувается, увлекая за собой и подчиняя слушателей в приливе противоречивых страстей, властно заставляя признать свое присутствие, надолго захватывая и насыщая мысль до той поры, пока утоленное внимание не ослабевает и не отступает, чтобы предоставить истине действовать без слов, в молчании непознанного.
/А. Боннар. Греческая цивилизация/


* * *
Хорошо понимая, что для выражения философского эроса одних только рациональных средств недостаточно, Платон посчитал необ¬ходимым использовать в изыскании абсолютного все вообще доступ¬ные человечеству выразительные средства и приемы: логос и миф, эпос и драму, поэзию и прозу, трагедию и комедию, риторику и диалектику, анализ и синтез и т.п. Вспомним хотя бы замечатель¬ные комедийные сцены из "Протагора", достойные пера Аристофа¬на, или трагедию "Федона", или эпос "Крития", "Политика" и "Законов". Особенно характерно для Платона использование мифа, причем мифа искусственного, сочиненного самим философом с целью наведения мысли слушателя и читателя на искомую идею, где это невозможно сделать с помощью логического рассуждения. Заметим, что именно философские мифы Платона, такие, как миф о Пещере или миф о колесницах, обычно связываются в памяти человеческой с именем великого философа и с его учением. И это, конечно, не случайно, ведь мы имеем дело с особой, символической, мифологией, которая увлекает наш ум в ту светоносную область на подступах к Абсолюту, в которой философия достигает наивысшей возможной для нее реализации как мысленное художество и кото¬рая принадлежит ей одной. Из этого следует, кроме всего прочего, что и любая другая настоящая философия вряд ли может обойтись без элементов символической мифологии. В диалогах "Софист" и "Парменид" Платон убедительно доказал нам, что выход ума фило¬софа на уровень последних оснований сущего сопровождается кру¬шением законов привычной формальной логики и требует для ура¬зумения этих оснований каких-то сверхлогических интуиции. Правда, в указанных диалогах, имеющих апоретический характер, Платон об этих спасительных интуициях прямо не говорит. Но зато он говорит очень ясно о сверхлогической и сверхнаучной интуиции в конце шестой книги "Государства", а в начале седьмой книги он показывает, что эта интуиция сверхнаучного может быть выражена только через символ и миф.
/Г. Г. Майоров. София. Эпистема. Технема/



* * *

…Изменение платоновского лика явилось плодом не внешнего, обезображивающего влияния, а развития… идеалистической интенции... Отличался ли идеализм Нового времени от платонизма I- VI вв. н. э.? Да, это также несомненно, как несомненна и их внутренняя связь. Ныне мы находимся в очень схожей ситуации: при своем стремлении XX столетия к исторической деликатности и точности, мы не можем стать "просто" платониками, тем более, что "просто платоников", всего лишь дублировавших взгляды своего великого учителя, не было никогда (в отличие, например, от "просто схоластов"). Однако не означает ли это обратного - великого богатства внутреннего содержания учения Платона, до сих пор читающего нас и расчищающего место для нового шага? Если так, то прав был Воланд Булгакова, и вера (в нашем случае философская прозорливость, тождественная силе умозрения) основателя Академии требует постоянного огляда на себя и воздаяния равной ей веры.
/Р. В. Светлов/

Собрания сочинений Платона в электронном виде

В библиотеке Readall.ru
В библиотеке Bookread.ru
Лирика Платона
Диалоги Платона на портале «Материалистическая диалектика»
Диалоги Платона в «Библиотеке Руслана Хазарзара» (рус., греч.)

Обзорная информация (сборники материалов)
PLATO HODIE – сайт философского платоновского общества
В Андреевской энциклопедии
PLATWNOPOLIS – материалы летней молодежной научной школы «Философское антиковедение», 2003 год
Сообщество «Русский Платон»
Сайт, посвященный платоновой диалектике
Материалы конференций «Универсум платоновской мысли» Совета молодых ученых СпбГУ (1993  - 2001 гг.)


Древние о Платоне
Диоген Лаэртский о Платоне

Альбин (Алкиной) Учебник платоновской философии (II в.)

Философские взгляды
А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. Платон. Аристотель
Э. Целлер. История античной философии
В. Ф. Асмус. Античная философия. Глава IV «Платон»
Б. Рассел. История западной философии (книга I, часть II, гл. XIII – XVIII)
И. Н. Мочалова. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля
Р. Брамо. Платон. Порядок, факт и ценность
А. Л. Доброхотов. Глава о Платоне в книге «Категория бытия в классической западноевропейской философии»
Д. И. Писарев. Идеализм Платона
Р. В. Светлов, А. В. Цыб. «Платон, афинянин, сын Аристона…» и универсум европейского идеализма
И Лупандин. Лекции по истории натурфилософии. Философия Платона
Платон в философской энциклопедии на Forrum.ru
В. Н. Чудомех. «Учение об идеях» Платона: реконструкция замысла и создания
В.В. Семёнов. Логикплатона Гегеля и Платона
Ю. А. Шичалин Обретение полноты "пребывания" античной философии в платоновской Академии. Платон: литературное творчество 90-60-х годов./История философии. Запад-Россия-Восток.

М. Хайдеггер. Учение Платона об истине -
подробное рассмотрение аллегории пещеры в свете платоновской теории идей


Джованни Пизано. Платон.
Скульптура в Сиенском соборе.
Около 1280 года




                
Эстетика
А. Ф. Лосев. Комментарии к диалогам Платона
А. Ф Лосев. Очерки античного символизма и мифологии (кн. III и IV): терминология учения Платона, развитие теории идей
А.Ф. Лосев История античной эстетики. Высокая классика (часть первая – об эстетике Платона и древней Академии)
В.Ф. Асмус. Историко-философские этюды. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве
Э. В. Соколов. Философия культуры Платона
А. Андреев. Диалоги Платона – драма мысли
В. А. Яковлев. Философия творчества в диалогах Платона

Осмысление западной философией XX века
Ж. Деррида. Фармация Платона

И. Протопопова. Платон и Деррида
Д. Реале, Д. Антисери. Платон и горизонты метафизики (из книги «Западная философия от истоков до наших дней)
Рустем Вахитов. Платон как метафизик (образ Платона у Рене Генона)
Ж. Делез. Платон и симулякр
Хоакин Маристани дель Райо. Платон у П. Флоренского и А. Лосева

Точные науки
Платон и античная математика
В. Е. Смоленко. Платонизм и теория множеств

Платон и современность
А. Боннар. Греческая цивилизация. Т. 3. От Еврипида до Александрии
Платон и Аристотель: кто более матери-истории ценен? – беседа со специалистами МГУ о роли Платона и Аристотеля в развитии христианской философии
Т. Васильева. Путь к Платону
С. Лебедев. Чему Платон научил правителей? –  раздел "Политическая наука" в электронном журнале K2 Kapital

Ссылки на общественную деятельность: 


платон герма«Божественный», пожалуй лучший эпитет для философа, имя и творения которого прошли через бурные споры и тщательные штуд

Ленты новостей