фарс

Пушкин в Париже

Средняя оценка: 6.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Александр Михайлович Гликберг
Информация о произведении
Полное название: 
Пушкин в Париже
Дата создания: 
1926

     В результате курьеза во время спиритического сеанса, проведенного Конан Дойлем, в Париже материализовался Александр Сергеевич Пушкин.

Аннаянска, сумасбродная великая княжна

Средняя оценка: 5 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джордж Бернард Шоу, George Bernard Shaw
Информация о произведении
Полное название: 
Аннаянска, сумасбродная великая княжна, Annajanska, the Wild Grand Duchess
Дата создания: 
1917
История создания: 

     "Аннаянска" - чисто бравурная пьеса. Для своих "номеров" современный мюзик-холл требует небольших скетчей, которые продолжаются минут двадцать и позволяют любимцу публики совершить краткий, но блистательный выход в достаточно заурядной постановке. В прежние времена мы с мисс Маккарти не раз помогали друг другу прославиться в серьезных пьесах - от "Человека и сверхчеловека" до "Андрокла", - а мистер Чарлз Рикетс снисходил к нашим просьбам и, оторвавшись от своих занятий живописью и скульптурой, придумывал для наших пьес удивительные костюмы. Но вот мы трое разогнули спины - как, вероятно, разгибали спины миссис Сидонс, сэр Джошуа Рейнолдс и доктор Джонсон - и создали "номер" для мюзик-холла "Колизей". Нет, мы не смотрели на театр-варьете сверху вниз и не считали его лилипутом или свой театр - Гулливером. Напротив, мы - трое новичков, только что освободившихся из-под тяжкого ига интеллектуального театра, - просили публику о снисхождении.
     Сияли огни рампы, звучал "1812-й год" Чайковского; мисс Маккарти и мистер Рикетс легко и естественно показали себя с лучшей стороны. Мне, боюсь, это не удалось. За свой вклад в пьесу я удостоился всего одного комплимента: какой-то приятель сказал мне, что это единственная из моих вещей, которая не показалась ему слишком длинной. Тогда - действуя по своему правилу: "радуйся упрекам, ибо за ними часто скрывается похвала", - я добавил к ней еще пару страниц.

Дж.Б.Шоу, предисловие к пьесе

     Княжна Аннаянска, дочь диктатора мифической страны Беотии, заражается большевистскими идеями и готова возглавить революцию.

Мольер

Средняя оценка: 8 (6 votes)
Полное имя автора: 
Жан-Батист Поклен, Jean Baptiste Poquelin, Moliere
Информация об авторе
Даты жизни: 
15 января 1622 - 17 февраля 1673
Язык творчества: 
французский
Страна: 
Франция
Биография: 
Мольер в роли Цезаря
Мольер в роли Цезаря. "Смерть Помпея" П.Корнеля
* * *

     Точная дата рождения неизвестна; 15 января 1622г. - дата крещения. Происходил из буржуазной семьи; отец был придворным обойщиком и камердинером короля. Воспитывался в модной иезуитской школе, где основательно изучил латынь, так что свободно читал римских авторов в подлиннике и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция "О природе вещей" (перевод утерян). По окончании колледжа выдержал экзамен на звание лиценциата прав, но юридическая карьера его не привлекала, поэтому Мольер избрал профессию актёра. В 1643г. стал во главе "Блистательного театра". Мнивший себя трагическим актёром, играл роли героев. Когда труппа распалась, решил попытать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
     Скитания по французской провинции в годы гражданской войны (Фронды) обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650г. заступает на место Дюфрена. Репертуарный голод труппы явился стимулом к началу драматургической деятельности Мольера.  Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло; сохранились только "Ревность Барбулье" и "Летающий лекарь", принадлежность которых Мольеру под сомнением.
     Фарсовый репертуар способствовал упрочению репутации труппы. Сам Мольер нашёл себя как актёра именно в фарсе. 24 октября 1658г. труппа дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс "Влюблённый доктор" имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661г., пока не перешла в театр Пале-Рояль, в котором оставалась до смерти Мольера.
     Вместе с ростом славы Мольера, упрочивались его связи с королевским двором, при котором он всё чаще выступал с пьесами, сочинёнными для придворных празднеств и дававшими повод развернуть блестящее зрелище. Мольер создаёт особый жанр "комедии-балета".
      Постепенно фарсы сменяются социально-психологическими комедиями воспитания, социально заострёнными, в которых Мольер ставит вопросы семьи, брака, отношения к женщине, устроения семьи. Позже под обстрел Молера попадают привилегированные классы - дворянство и духовенство.
     17 февраля 1673г. на 4-м представлении комедии "Мнимый больной" Мольер, игравший Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек "простого народа", собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала Мольера после смерти, как и при жизни, когда "презренное" ремесло актёра помешало Мольеру быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции "Comedie Francaise" до сих пор неофициально называет себя "Домом Мольера".


  1. Сайт, посвящённый Мольеру
  2. Французский сайт, посвящённый Мольеру
  3. Фотографии Мольера, его семьи, труппы и некоторых современников - в одном из интернетовских ЖЖ
  4. Страница в русской Википедии
  5. Мольериана. Проект Виктора Коркия
  6. Страница на сайте "Русский Париж"
  7. Страница в энциклопедии ФЭБ
  8. Страница на peoples.ru
  9. В энциклопедии "Кругосвет"
  10. Г.Н.Бояджиев "Жан-Батист Мольер"
  11. М.Булгаков "Жизнь господина де Мольера"
 

     Величайший комедиограф Франции и Новой Европы, интеллектуал, создатель классической комедии, реформатор сценического искусства, по професси

Ленты новостей