религия

Тотемизм сегодня

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс, Claude Levi-Strauss
Информация о произведении
Полное название: 
Тотемизм сегодня, Le Totemisme aujourdhui
Дата создания: 
1962
История создания: 

Первая работа сугубо полемического характера, принесшая автору мировую известность.

* * *

Когда вздумали усомниться в том, что можно произвольно изолировать определенные феномены и гр

Франц Кафка

Средняя оценка: 8.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Герман Гессе
Информация о произведении
Полное название: 
Франц Кафка
Дата создания: 
1935-1956
История создания: 

Примечание к публикации:

"Гессе одним из первых увидел в Кафке крупного художника и внимательно следил за его творчеством, откликаясь на появление каждого нового произведения. Настоящая подборка состоит из рецензий, откликов и аннотаций, опубликованных в разное время в связи с выходом в свет книг Кафки. Время написания указано в конце каждого текста. Статья «Толкования Кафки» впервые напечатана в «Нойе цюрхер цайтунг» 3 февраля 1956 г."

Кто впервые попадает в этот поэтический мир, в это необычное, своеобразное смешение еврейских теологических изысканий и немецкой поэзии, тот вдруг обнаруживает, что заблудился в царстве видений, то совершенно нереал

Размышления о Ганди

Средняя оценка: 8.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Джордж Оруэлл
Информация о произведении
Полное название: 
Размышления о Ганди
Дата создания: 
1949
История создания: 

По горячим следам

Честный, что характерно для Оруэлла, и информативный очерк личности и политической деятельности Ганди в ретроспективе его бурной антиколониальной борьбы и одновременно притягательной и отталкивающей моральной про

Речь на похоронах Л. Е. Пинского

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Григорий Померанц
Информация о произведении
Полное название: 
Речь на похоронах Л. Е. Пинского
Дата создания: 
1 марта 1981 года
История создания: 

В конце 1930-х годов Григорий Померанц учился у Леонида Пинского в ИФЛИ на факультете литературы.

"Пинский принадлежал к редкому в наше время типу филологов-философов. В начале прошлого столетия в России его бы называли "любомудром". В наши дни, в диссидентских кругах, Пинского называли — "наш ребе"..."[Прим. "Синтиксиса"]

См. страницу Пергама, посвященную Леониду Пинскому http://pergam-club.ru/book/4903

Леонид Ефимович не только писал о трагическом. Он трагически жил, трагическим был самый склад его ума, его духа.

Иисус Христос (продолжение)

В дни перед главным иудейским праздником — пасхой И. X. приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в этот город на ослице (символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню, ср. Зах.

Иисус Христос

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Сергей Аверинцев
Информация о произведении
Полное название: 
Иисус Христос
Дата создания: 
1991
История создания: 

Словарная статья в фундаментальном "Мифологическом словаре", М. "Советская энциклопедия", 1991. Встречал в интернете крайне недоброжелательные высказывания в адрес Аверинцева, который, будучи верующим христианином, написал эту статью для атеистического издания с его советской спецификой (написание слов Бог, Святой Дух и проч. с маленькой буквы и т.д.). Не знаю, насколько такой ригоризм оправдан. Во всяком случае, в атмосфере нынешнего религиозного мракобесия нейтральный тон и научная добросовестность статьи производят отрадное впечатление. Что же касается того, что Иисус Христос рассматривается как мифологический персонаж, то разоблачению христианства от одежд мифа посвятили себя целые научные школы. Например, одна из работ библеиста и теолога Рудольфа Бультмана так и называется - "Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия" http://pergam-club.ru/book/3717 . По этой теме см. также ссылки на другие его работы http://pergam-club.ru/book/2842 , и страницы Пергама, посвященные работам современного филолога-новозаветника Сергея Лезова http://pergam-club.ru/book/4121

 

В христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретн

Смысл человеческого усилия

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Тейяр де Шарден
Информация о произведении
Полное название: 
Смысл человеческого усилия
Дата создания: 
1916-1918
История создания: 

Входит в книгу "Избранные мысли", составленную Фернандом Тардивелем из опубликованных и неопубликованных работ о. Тейяра. Все пункты части под названием "Смысл человеческого усилия" относятся к 1916-18 гг. Из сборника "Утопия и утопическое мышление", М. Прогресс, 1991, Тейяр де Шарден, "Гимн Вселенной" в пер. Ксении Мяло, стр. 210-213, где дано в сокращении. Полностью на русском - в книге Тейяр де Шарден, "Божественная среда", М. Renaissance, 1992, стр. 256-269, пер. Я. Кротова и З. Масленниковой

Человечество в движении (окончание)

  28

Если на древе жизни млекопитающие образуют некую особую ветвь, саму главную, то приматы есть ее верхушка, а антропоиды — почка, которой верхушка кончается.

Человечество в движении

Средняя оценка: 9.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Тейяр де Шарден
Информация о произведении
Полное название: 
Человечество в движении
Дата создания: 
1918-1955
История создания: 

Входит в книгу "Избранные мысли", составленную Фернандом Тардивелем из опубликованных и неопубликованных работ о. Тейяра. Пункты 20-22 части под названием "Человечество в движении" относятся к 1933 году, пункты 23-25 - к 1918, пункты 26-36 - к 1955. На русском - в книге Тейяр де Шарден, "Божественная среда", М. Renaissance, 1992, стр. 243-256, пер. Я. Кротова и З. Масленниковой

Широчайшие обобщения, увязанные в целое и развернутые в трактате "Феномен человека" и свободные здесь от ограничений на спиритуалистскую проблематику, которые накладывают на себя мышление ученого-естественник

особое мнение

Средняя оценка: 5.2 (11 votes)
Полное имя автора: 
Алексей П. Цветков
Информация о произведении
Полное название: 
особое мнение
Дата создания: 
2010
История создания: 

В связи с разрушительным землетрясением на Гаити.

в живые лица
вонзает когти
неукротимый
директор мира
верховный хрен сам
слезая утром
спеша к престолу
с небесной койки
и трупный запах
ему приятен
над порт-о-пренсом

Миссия русской эмиграции

Средняя оценка: 5.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Иван Алексеевич Бунин
Информация о произведении
Полное название: 
Миссия русской эмиграции
Дата создания: 
1924
История создания: 

"16 февраля в Париже был вечер, посвященный беседе «о миссии русской эмиграции», – публично выступали с речами на эту тему Карташев, Мережковский, Шмелев, проф. Кульман, студент Савич и пишущий эти строки. «Миссия русской эмиграции» есть вступительное слово, прочитанное мною в начале беседы. Я обратился к редакции «Руля» с просьбой напечатать его с той целью, чтобы хотя несколько опровергнуть кривотолки, которым подвергся в печати, а, благодаря ей, отчасти и в обществе, весь этот вечер. Теперь по крайней мере хоть некоторые будут точно знать, что именно сказал я, наметивши, по выражению органа П.Н. Милюкова, зачинщика этих кривотолков, «все главные мысли и страшные слова, которые повторяли потом другие ораторы». И пусть теперь всякий здравомыслящий человек с изумлением вспомнит все то, что читал он и слышал о наших «страшных словах»..." и дальше, в посткриптуме Бунина к речи.

Пронизано пафосом, отвечающим ожиданиям собравшихся, но местами действительно пронимает.

Ад - это отсутствие Бога

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Тед Чан
Информация о произведении
Полное название: 
Ад - это отсутствие Бога; Hell is the Absence of God
Дата создания: 
2001
История создания: 

    Сначала я хотел написать рассказ об ангелах, по­смотрев фильм «Пророчество» — триллер о сверхъес­тественном, написанный и поставленный Грегори Вайденом. Я долго пытался придумать рассказ, где действовали бы ангелы, но никак не мог найти сценарий, который бы мне нравился. Только когда я стал думать об ангелах как о явлениях ужасающей мощи, визит которых напоминает природную ката­строфу, мне удалось продвинуться. (Быть может, я подсознательно думал об Энни Диллард. Впослед­ствии я вспомнил, что она когда-то писала насчет того, что, будь у людей больше веры, они бы при входе в церковь надевали мотоциклетные шлемы и пристегивались к скамьям.)
    Мысль о природных катастрофах навела на мысль о страданиях невинных. Колоссальный по­ток религиозных советов сыплется на тех, кто стра­дает, и ясно, что нет единого ответа, который уст­роил бы всех: то, что утешает одного, кажется омер­зительным другому. Вспомним, например, Книгу Иова.
    Лично мне кажется утешительным в Книге Иова то, что в конце Бог вознаграждает Иова. Оставим в стороне вопрос, могут ли новые дети возместить потерю тех, что были, но почему вообще Бог вос­становил состояние Иова? Зачем такой хеппи-энд? Одна из главных идей Книги Иова в том, что доб­родетель вознаграждается не всегда и с хорошими людьми случается плохое. Иов в конце с этим сми­ряется, проявляет добродетель — и за это вознаг­раждается. Не подрывает ли это сам смысл Книги?
    Мне кажется, что Книге Иова не хватило сме­лости пойти до конца: если бы автор был по-настоящему привержен идее, что добродетель вознаграж­дается не всегда, не кончилась бы Книга тем, что Иов по-прежнему нищ, наг и бездомен?

Это история человека по имени Нейл Фиск, и она повествует о том, как Нейл в конце концов полюбил Бога.  рай

Ленты новостей