Серапионовы братья

Сентиментальное путешествие

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация о произведении
Полное название: 
Сентиментальное путешествие
Дата создания: 
1919-1922
История создания: 

Участвуя в этих бурных событиях, автор не забывал писать статьи и книги, что нашло отражение в страницах, посвящённых Стерну, Блоку и его похоронам, "Серапионовым братьям" и др.

Воспоминания 1917-1922
Петербург-Галиция-Персия-Саратов-Киев-Петербург-Днепр-Петербург-Берлин

Повествование начинается с описания событий Февральской революции в Петрограде.

Шкловский Виктор

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1893-1984
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

Список сочинений

* " Собрание сочинений в 3 тт.

* "«Воскрешение слова» ", 1914. Теоретическая работа
* "«Встречи» ", 1944
* "«Второй май после октября». " Историческая проза
* "«В Ясной Поляне». " Историческая проза
* "«Гамбургский счет» ", 1928.
* "«Дневник» ", 1939. Cборник статей
* "«Достоевский» ", 1971. Статья
* "«Жили-были» ". Мемуары
* "«Житие архиерейского служки» ". Историческая проза
* "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
* "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1955
* "«За 60 лет. Работы о кино» ". Сборник статей и исследований.
* "«За сорок лет. Статьи о кино» ". [Вступ. ст. М. Блеймана] , 1965. Сборник статей и исследований.
* "«Иприт» ". Фантастическая повесть в соавторстве с Всеволодом Ивановым
* "«Искусство как прием» ". Статья
* "«Исторические повести и рассказы» ", 1958. Сборник
* "«Константин Эдуардович Циолковский» "
* "«Лев Толстой» ". Биография для ЖЗЛ.
* "«Литература и кинематограф» ", 1923. Сборник
* "«Марко Поло» ". Историческая повесть
* "«Матвей Комаров, житель города Москвы» ", 1929. Повесть
* "«Минин и Пожарский» ", 1940. Историческая проза.
* "«О мастерах старинных» ". Историческая проза.
* "«О Маяковском» ", 1940. Мемуары
* "«О поэзии и заумном языке» ". Теоретическая работа.
* "«О солнце, цветах и любви» "
* "«О теории прозы» ",1925. Теоретическая работа.
* "«Повести о прозе. Размышления и разборы» ", 1966. Основан на переработке старых сочинений:
** "«Художественная проза. Размышления и разборы» ", 1961
** "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1953
** "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
** "«Заметки о прозе Пушкина» ", 1937
* "«Повесть о художнике Федотове» ". «Капитан Федотов», 1936,( "«Федотов» " в биографической серии ЖЗЛ).
* "«Поденщина» ", 1930
* "«Поиски оптимизма» ", 1931
* "«Портрет» ". Историческая проза
* "«Пять человек знакомых» ", 1927
* "«Развертывание сюжета» ", 1921. Теоретическая работа.
* "«Революция и фронт» ", 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
* "«Розанов» ". Статья
* "«Свинцовый жребий» ", 1914. Поэтический сборник
* "«Сентиментальное путешествие» ". Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
* "«Созрело лето» "
* "«Теория прозы» ", 1925. Теоретическая работа
* "«Тетива. О несходстве сходного» ", 1970. Теоретическая работа
* "«Техника писательского ремесла» ", 1927
* "«Третья Фабрика» ". Автобиографическая проза. 1926
* "«„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа» ", 1921. Теоретическая работа
* "«Удачи и поражения Максима Горького» ", 1926
* "«Ход коня» ", 1923. Сборник
* "«Чулков и Левшин» ", 1933
* "«Эйзенштейн» ". Книга отмечена Государственной Премией.
* "«Энергия заблуждения» ", 1981
* "«Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» ", 1923. Эпистолярный роман
* [http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm "«О теории прозы» ". 1983.] Теоретическая работа
 

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

* «Крылья холопа», 1926
* «По закону», 1926. (Экранизация романа Джека Лондона).
* «Предатель», 1926. Режиссер — Абрам Роом.
* «Третья Мещанская», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Ухабы», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
* «Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова
* «Два броневика», 1928
* «Дом на Трубной», 1928. Режиссер — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом
* «Казаки» (Грузия), 1928
* «Овод» (Грузия), 1928
* «Капитанская дочка», 1928
* «Последний аттракцион», 1928
* «Турксиб», 1929. Документальный фильм
* «Американка» (Грузия), 1930.
* «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

* «Молодежь побеждает», (Грузия), 1928.
* «Мертвый дом», 1932. (Экранизация Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
* «Горизонт», 1932. Режиссер — Лев Кулешов
* «Минин и Пожарский», 1939. Режиссер — Всеволод Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
* «Алишер Навои», 1947
* «Далекая невеста», 1948
* «Чук и Гек», 1953
* «Овод», 1955. В гл. роли — Олег Стриженов.
* «Казаки», 1961. Режиссер — Владимир Пронин.
* «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
* «Cказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
* «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
* «Жили-были» (1972)
* «Слово о Льве Толстом» (1978)

Виктор Шкловский в библиотеке А.Белоусенко

 

 

 

Биография: 

    Отец – Борис Владимирович Шкловский, преподаватель, содержавший до революции «торговую школу», а также математические «курсы для взрослых», после революции профессор Высших артиллерийских курсов. Мать – Варвара Карловна Шкловская (урожд. Бундель), домашняя хозяйка.
После окончания гимназии поступил на филологический факультет Петербургского университета.
    В 1913 г. состоялось первое публичное выступление Место футуризма в истории языка, вскоре переработанное в брошюру Воскрешение языка. Развивал положения филологов Веселовского и Потебни. Широко использовал термины вИдение, узнавание, остранение. Развивал мысль Потебни о стирании образности языка и провозглашал необходимость разрушения автоматизма. Это должно произойти путём обновления формы. Выступления в составе футуристов на нескольких скандальных мероприятиях принесли Шкловскому известность. Знакомится вэто же время с Мандельштамом и маяковским.
    В 1914 г. ушёл добровольцем  на фронт. После службы на фронте (шофером, был в искровой роте, в прожекторной команде, в гараже штаба и т. д.) с 1915 г. служит в Петрограде инструктором в автомобильной роте. Это позволяет ему продолжать активно участвовать в литературной жизни. Становится однимс из основателей ОПОЯЗа (Общества изучения теории поэтического языка).
    Февральскую революцию встречает в чине старшего унтер-офицера, выбирается членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве представителя дивизиона участвует в работе первого Петроградского совета. Помощником комиссара Временного правительства отправляется на Юго-западный фронт, где получает ранение и Георгиевский крест 4-й степени за храбрость. Крест вручил ему Корнилов.
    Известие об Октябрьской революции доходит до Шкловского в Персии, где он опять в качестве помощника комиссара Временного правительства участвует в эвакуации русских войск.
    После возвращения в Петроград вступает в боевую эсеровскую организацию и участвует в заговоре. После его провала бежит в Поволжье, где, скрываясь некоторое время в сумашедшем доме, пишет очередную книгу. Оттуда он отрпавляется в Киев, служит там в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из строя броневики, засыпав сахар в жиклеры, участвует в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского (Шкловский этого времени изображён в "Белой гвардии" Булгакова как Шполянский).
    С группой возвращающихся из Австрии бывших русских военопленных отправляется в Петроград для передачи большой суммы денег. По дороге, скрываясь от ареста, выпрыгивает с поезда. Пешком приходит в Москву, к Горькому, который через Свердлова добивается прекращения дела против Шкловского. Вскоре, после амнистии эсерам возвращается в Петроград и решает отказаться от политической деятельности, женится на В.Г.Корди и берёт на всякий случай её фамилию. Однако долго не выдерживает и вновь начинает подписывать статьи "Шкловский". Много пишет статей, начинает писать о кинематографе. Преподаёт в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы (затем - Литературная студия).
    Весной 1920 г. стреляется на дуэли. Затем отправляется на Украину в поисках уехавшей туда от голода жены. Вступает в Красную армию, участвует в боях под Александровском, Херсоном и Каховкой.
    Возвращается в Петроград, селится в общежитии Дома искусств. 9 октября 1920 г. Шкловский избран профессором Российского института истории искусств по разделу теория литературы факультета истории словесных искусств.
    Активно участвует в создании группы "Серапионовы братья", в т.ч. на заседаниях (хотя формально не является "братом"), многие члены группы - его слушатели в Литературной студии - Лунц, Слонимский, Зильбер, Полонская.
    В 1922 г. в Берлине издана книга Г.Семенова "Боевая и военная работа партии социалистов-революционеров в 1918-1919 гг.», в которой Шкловский упомянут в числе боевиков. Начинаются аресты эсеров. Возвращаясь домой ночью с дровами, заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Без вещей, с одними санками, на которых вез дрова, Шкловский отправился к знакомым. Прожив в Петрограде еще десять дней и бесстрашно появляясь в публичных местах – так он посещал Госиздат, чтобы получить разрешение на выход книги «Эпилог» (1922), 14 марта 1922 г. Шкловский по льду Финского залива бежит в Финляндию.
    Жена остаётся в качестве заложника, некоторое время проводит в заключении. Выкуплена с помощью взятки, деньги на которую собрали в основном Серапионы.
    В финском карантине пишет мемуары о недалёком прошлом, так, чтобы никто не пострадал. Издана в Берлине в 1923 г. (Сентиментальное путешествие).
    С конца 1922 начинает хлопотать через Горького о возвращении в Россию, сотрудничает с фирмой "Руссторгфильм", публикует несколько книг, художественных и о кинематографе.
    Пишет книгу "Zoo", посвящённую Эльзе Триоле, в которую был безуспешно влюблён. Книга содержала, в том числе, и письма Эльзы Шкловскому (после прочтения книги Горький посоветовал Эльзе стать писателем, что она и сделала). Книга завершалась письмом, адресованным ВЦИК, с просьбой о возвращении. В сентябре вернулся в Россию.
    Много печатает, является одним из лидеров ЛЕФа, работает для кино.
    В 1930 г. выступает со статьями, которые были восприняты как отречение от формального метода. Интересы смещаются в сторону истории литературы и литературоведения.
    В 30-е участвует в издательских начинаниях Горького (пример - поездка на Беломорканал, где Шкловский встретился со своим братом филологом Вл.Шкловским, участником иосифлянского движения, находившимся там в заключении). пишет историко-биографические книги (пример - "Марко Поло"). Некоторые работы этого времени остались незавершёнными. Во время Великой отечественной войны - в эвакуации в Алма-Ате.
    В конце 1944 на фронте погиб его сын, что стало сильным потрясением для Шкловского. В послевоенное время попал под удар во время борьбы с космополитизмом (К.Симонов писал, что книга Шкловского Гамбургский счёт «абсолютно буржуазная, враждебная всему советскому искусству книга»). Невозможно было публиковать оригинальные работы, но выручали переводы и киносценарии.
    В 60-е - 70-е годы Шкловский спокойно пожинал лавры:  классик литературоведения, его работы времён ОПОЯЗа наконец получили признание на Западе, где в это время они популярны среди структуралистов и семиотиков.
    Считается, что Шкловский послужил прототипом для следующих персонажей:
    Булгаков Белая гвардия - Шполянский,
    О. Форш Сумасшедший корабль - Жуканец,
    В. Каверин Скандалист, или Вечера на Васильевском острове - Некрылов,
    Вс. Иванов У - Андрейшин,
    Платонов Чевенгур - Сербинов.
Каверин и Вс.Иванов вели полемику с Шкловским всю жизнь, Платонов -  во многих статьях, памфлете Антисексус (Шкловский затронул Платонова в своей книге Третья фабрика).

peoples.ru: Виктор Борисович Шкловский / Viktor Shklovsky

  

Ссылки на общественную деятельность: 

Один из основателей и активных деятелей ОПОЯЗа.
Один из лидеров (наряду с Маяковским) ЛЕФа.
Один из основателей группы "Серапионовы братья".

 

На Запад!

Средняя оценка: 6.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лунц Лев Натанович
Информация о произведении
Полное название: 
На Запад!
Дата создания: 
1922
История создания: 

"Речь Л. Лунца на собрании "Серапионовых братьев" 2-го декабря 1922 г. была напечатана в журнале "Беседа" (No3, 1923 г., Берлин, стр. 259). Незадолго до публикации Л. Лунц, находившийся в Германии, спрашивал Н. Берберову "Что с моей статьей "На запад"? Погибла?" ("Опыты", No1, 1953 г., стр. 176). Редакция "Беседы" сопроводила статью собственным примечанием: "Мы охотно даем место речи Л. Лунца, хорошо отражающей то, что сейчас волнует литературную молодежь России".
Речь Л. Лунца вызвала большой резонанс и споры не только среди "Серапионовых братьев", но и в широких литературных кругах Петербурга. Об этих спорах не раз упоминал Л. Лунц в своих письмах М. Горькому. К. Федин вспоминает: "Стычка была жестокой. Истина сидела где-то в углу комнаты, ухмыляясь, за спинами серапионов, поддерживавших Лунца или соблюдавших нейтралитет. Спор велся так: Лунц говорил: русская проза перестала "двигаться", она "лежит", в ней ничего не случается, не происходит, в ней либо рассуждают, либо переживают, но не действуют, не поступают, она должна умереть от отсутствия кровообращения, от пролежней, от водянки, она стала простым отражением идеологий, программ, зеркалом публицистики, и прекратила существование как искусство ... и нечего брать русскую литературу под защиту, она настолько велика, что в защите не нуждается, ограждать ее от западного соседа - значит обречь на повторение пройденного, а великое, будучи повторено, перестает быть великим. Поэтому наш девиз - на Запад!.. Лунцу было двадцать лет. Я никогда не встречал спорщиков, подобных ему, - его испепелял жар спора, можно было задохнуться рядом с ним" (Конст. Федин "Горький среди нас")
отсюда http://az.lib.ru/l/lunc_l_n/text_0090.shtml

К вам, Серапионовы Братья!..

В пустыне

Средняя оценка: 8 (8 votes)
Полное имя автора: 
Лунц Лев Натанович
Информация о произведении
Полное название: 
В пустыне
Дата создания: 
1921
История создания: 

"В конце рассказа "В пустыне" указана дата его написания: март, 1921 г. В 1922 г. рассказ был напечатан в сборнике "Серапионовы братья" (Альманах Первый, Петербург, "Альконост". В том же году альманах был переиздан в Берлине). В своих воспоминаниях писательница Н. Берберова пишет: "По субботам Серапионы собирались в комнате Слонимского... Я бывала там часто. На первом же собрании я познакомилась с девятнадцатилетним Львом Лунцем, написавшим в то время свой первый рассказ "В пустыне" ("Опыты", книга первая, 1953 г., Нью-Йорк, стр. 165). Во многом под впечатлением чтения "В пустыне" М. Горький дважды в своих письмах к В. Каверину говорил о Л. Лунце; 10 октября 1922 г.: "Позвольте посоветовать в (ам) вот что: держитесь крепче с друзьями: Лунцем, Зощенко, Слонимским да и всеми другими, кого не оглушает, не ослепляет "базар житейской суеты". 25 ноября 1923 г.: "Лунца я, к сожалению, не видал. Это серьезныйй и большой писатель" ("Литературное наследство", т. 70, 1963 г., М., Изд-во АН СССР, стр. 172, 177) А в письме из Сорренто, 8 мая 1925 г., М. Слонимскому М. Горький сообщал, что в последней книге "Russia" даны в переводе Ло Гатто "Пустыня..." (Там же, стр. 389)."
отсюда http://az.lib.ru/l/lunc_l_n/text_0010.shtml

Блестящий репортаж очевидца о блужданиях известной банды евреев в поисках земли, текущей млеком и медом.

Лунц Лев

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Лунц Лев Натанович
Информация об авторе
Даты жизни: 
1901-1924
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

http://belousenko.com/wr_Lunts.htm Лев Лунц в биб-ке Белоусенко

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-6352.htm Лев Лунц на сайте Русская литература и фольклор

http://www.bestreferat.ru/referat-100143.html реферат о группе "Серапионовы братья", участники, деятельность, текст "манифеста" пера Льва Лунца

_______

http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-02-21/7_mertvetsy.html Иван Осипов, "О юных мертвецах и терпеливых старцах", рец. на издание литературного наследия Лунца, 2007, с сайта Экслибрис НГ
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/10/bookrev01.html Елена Тихомирова, "Законы истории и законы текста", с сайта Журнальный зал

http://www.sovmu.spbu.ru/main/sno/rpj/rpj07.htm Левенталь И. В., Левенталь В. А. "Текстовое время в рассказе Льва Лунца «Родина», с сайта СПбГУ

_______

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-6352.htm литературное содружество "Серапионовы братья" на сайте Русская литература и фольклор

Биография: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%86,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Лев Лунц в Википедии
http://www.eleven.co.il/article/12508 в Электронной еврейской энциклопедии

_______

"Какие-то исключительно блестящие способности. Перескакивая через курсы, прямо с первого на четвертый, он без видимых усилий стремительно кончил университет с высшими оценками. Не достигнув и двадцати лет, он стал знатоком не только французского, немецкого, но и таких языков, как испанский, итальянский. Он, как равный, вел беседы по тончайшим вопросам итальянской филологии с крупнейшим специалистом Акимом Львовичем Волынским...
Он писал, вскакивал, метался по своей комнатенке, большую часть которой занимал наполовину развалившийся огромный письменный стол. А на стуле сидел его соавтор Михаил Зощенко, в полувоенном темном костюме, с палочкой, и подсказывал какое-нибудь уморительное слово, а то и целую фразу из своих богатейших запасов, или предлагал внезапный поворот сюжета. Лунц хохотал, махая руками, хватался за живот, а Зощенко сидел неподвижно, черноволосый, со смуглым до черноты лицом, и только губы его были чуть тронуты меланхолической улыбкой."
Марк Слонимский, воспоминания, главка "Лев Лунц", в биб-ке Белоусенко http://www.belousenko.com/books/russian/slonimsky_memoirs.htm

Русский писатель и литературный идеолог, уроженец Петербурга, юный харизматический вожак одного из тех революционных арт-«табунков», о каких недобро вспоминает Н.

Зощенко Михаил

Средняя оценка: 7.7 (12 votes)
Полное имя автора: 
Михаил Михайлович Зощенко
Информация об авторе
Даты жизни: 
1895-1958
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия-Советский Союз
Творчество: 

 

Александр Гольдштейн

МИХАИЛ ЗОЩЕНКО

"Исследование советского муравейника как цивилизации небывалого типа, в то же время до странности узнаваемого. Лучше поэта не скажешь: Библия труда, автор заслуживает памятников по стране. Опись переходных состояний сознания - социалистического, в тибетских терминах говоря, Бардо, когда после освобождения от колеса превращений, нависавшего нестерпимым возвратом к ветхой культуре и отреченному гуманизму, душе открывается путь рождения в счастливой земле, месте пребывания бессчетного племени праведников, изъясняющихся на коммунально-барачном жаргоне и почему-то подверженных там же страстям и порокам, что люди до сотворения мира. В записанных философом Л. Липавским разговорах обэриутов читаем: "Что в общем произошло? Большое обнищание, и цинизм, и потеря прочности. Это неприятно. Но прочность, честь и привязанность, которые были раньше, несмотря на какую-то скрытую в них правильность, все же мешали глядеть прямо на мир. Они были несерьезны для нас... И когда пришло разоренье, оно помогло избавиться от самообмана". Подобно обэриутам, Зощенко обладал взглядом, избавленным от самообмана, но в отличие от этих катакомбных мыслителей у него было ясное утопическое намерение устранять порчу и заблуждения посредством литературного слова (из обэриутов в этом отношении с ним сходствует, пожалуй, один Заболоцкий). Он пишет смешно не для того, чтобы публику рассмешить, а в силу утрированного, выделенного положения слова, занимающего примерно ту же позицию, что и, допустим, визуальный объект в поп-артной эстетике. Проза его наставительная, проповедническая, иногда прямо житийная, он стремится влиять на умы и на совесть, исцеляя человека и общество. Значение Зощенко возрастает. Его творчество бодрствует у истоков какой-то еще не явившейся литературы."
/Александр Гольдштейн. Лучшее лучших/

Критика:  

"Варлам Шаламов считал (Зощенко) фигурой особого значения в русской литературе и сравнивал по новаторству с Пикассо…";

 Зощенко, библиография

Биография: 

Литературно-мемориальный музей Зощенко, с сайта музея
новое http://community.livejournal.com/muzej_zocshenko/profile ЖЖ-сообщество, посвященное Музею-квартире Зощенко в Санкт-Петербурге
новое Михаил Зощенко, документальные съемки. В Читальном зале Пергама

Русский писатель, один из кумиров публики 20-30-х годов, жестоко расплатившийся за популярность травлей со стороны сталинского режима и творческой деградацией.

Ленты новостей