православие

Евангелие от Матфея

Информация о произведении
Полное название: 
От Матфея святое благовествование


Евангелие от Матфея - первая книга Нового Завета. Принято считать его и первым евангелием, т.е. написанным ранее всех остальных.

Федотов Георгий

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Георгий Петрович Федотов
Информация об авторе
Даты жизни: 
1886 - 1951
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, США
Творчество: 

Статья в НГ:
http://religion.ng.ru/history/2009-10-07/6_fedotov.html

Статьи и произведения в библиотеке Кротова:
http://www.krotov.info/library/21_f/fed/otov_00.html

В библиотеке "Вехи":
http://www.vehi.net/fedotov/

Статья Кара-Мурзы:

Письма читателей:
http://www.utoronto.ca/tsq/17/bychkov17.shtml

Биография: 

Родился в Саратове в семье чиновника, служившего при градоначальнике. Учился в гимназии в Воронеже, куда переехали его родители. В 1904—1905 годах учился в Петербургском технологическом институте. В 1905 г. был арестован в Саратове за участие в социал-демократическом кружке и выслан в Германию. Там, заинтересовавшись историей Средних Веков, в 1907—1908 годах он учился в Йенском университете на историческом факультете. После возвращения в Россию окончил в 1912 историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником известного медиевиста И. М. Гревса. После этого Федотов стал приват-доцентом кафедры средних веков в Петербургском университете и при этом работал в отделе искусств Публичной библиотеки.

В 1918 г. Федотов вместе с А. А. Мейером организовал религиозно-философский кружок «Воскресение» и публиковался в журнале этого кружка «Свободные голоса». Он вернулся в Саратов и до 1924 года преподавал историю Средних веков в Саратовском университете. Федотов опубликовал ряд исследований, посвященных европейскому Средневековью: «„Письма“ Бл. Августина» (1911 г.), «Боги подземелья» (1923 г.), «Абеляр» (1924 г.), «Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского» (1925). Работа Федотова о Данте была запрещена советской цензурой.

В 1925 г. Федотов получил разрешение поехать в Германию для изучения средних веков. На Родину он не вернулся. Он переехал во Францию, где с 1926 г. по 1940 г. был профессором Православного богословского института в Париже. Был близок к Н. А. Бердяеву и Е. Ю. Скобцовой (матери Марии). В 1931—1939 годах Федотов редактировал журнал «Новый град». В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси, он публикует работы «Св. Филипп Митрополит Московский» (1928 г.), «Святые Древней Руси» (1931), «Стихи духовные» (1935 г.)

В 1939 году профессора богословского института предъявили Федотову ультиматум: или уйти из института или перестать писать статьи на политические темы в газете «Новая Россия» и других печатных органах леволиберального направления. В защиту Федотова выступил Бердяев.

Вскоре после немецкой оккупации Франции в 1940 г. Федотов бежал в США, где с 1943 г. он был профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. В США Федотов по-прежнему много сил отдавал публицистике. Его статьи по злободневным историко-политическим вопросам печатались в «Новом журнале». Среди них можно выделить большие статьи «Рождение свободы» (1944 г.), «Россия и свобода» (1945 г.), «Судьба империй» (1947 г.).

Одно из двух: или мы остаемся на внешне убедительной, «естественно-научной», точке зрения и тогда приходим к пессимистическому выводу. Земля — жизнь — человек — культура — свобода — такие ничтожные вещи, о которых и говорить не стоит. Возникшие из случайной игры стихий на одной из пылинок мироздания, они обречены исчезнуть без следа в космической ночи.

Или мы должны перевернуть все масштабы оценок и исходить не из количеств, а из качеств. Тогда человек, его дух и его культура становятся венцом и целью мироздания. Все бесчисленные галаксии существуют для того, чтобы произвести это чудо — свободное и разумное телесное существо, предназначенное к царственному господству над Вселенной.

Остается не разрешенной — практически уже не важная — загадка значения малых величин: отчего почти все ценностно-великое совершается в материально-малом? Интереснейшая проблема для философа, но мы ее можем оставить в стороне.

Свобода разделяет судьбу всего высокого и ценного в мире. Маленькая, политически раздробленная Греция дала миру науку, дала те формы мысли и художественного восприятия, которые, даже при сознании их ограниченности, до сих пор определяют миросозерцание сотен миллионов людей. Совсем уже крохотная Иудея дала миру величайшую или единственно истинную религию — не две, а одну, — которую исповедуют люди на всех континентах. Маленький остров за Ла-Маншем выработал систему политических учреждений, которая — будучи менее универсальной, чем христианство или наука — тем не менее господствует в трех частях света, а ныне победоносно борется со своими смертельными врагами.

— Из статьи "Рождение свободы"



Лопухин Александр

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Александр Павлович Лопухин
Информация об авторе
Даты жизни: 
1852 - 1904
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Российская империя
Биография: 

Александр Павлович родился в селе Митякино Саратовской губернии в семье священника. Среднее образование получил в саратовской духовной семинарии. В 1874 году поступил в духовную академию Санкт-Петербурга, которую закончил в 1878 году.

По окончании академии за глубокое знание английского языка был назначен псаломщиком в русскую церковь при российском посольстве в Нью-Йорке, где нёс послушание с 1879 по 1881 год. В 1881 году защитил магистерскую диссертацию «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки».

В 1882 году вернулся в Санкт-Петербург; в 1883 году и занял кафедру сравнительного богословия. В 1885 году, после ухода в отставку профессора А. И. Предтеченского, перешёл на кафедру древней общегражданской истории, которую занимал до своей кончины.

Александр Павлович Лопухин скончался 22 августа 1904 года. Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. На погребении ректор Академии епископ Сергий (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) сказал:

Его всегда будут вспоминать подписчики его журналов, бесчисленные читатели его литературных произведений, его книг, статей, наконец, его переводов, то есть все те, кого он, благодаря своему таланту изложения и знанию языков, сделал участниками или хотя бы созерцателями духовной, умственной жизни христианских народов.

Ссылки на общественную деятельность: 
Ты не напрасно в мире жил:
Для веры, света и познанья
Ты сил немало положил,
Труда, любви и дарованья.

Ты путь свой честно совершил,
Служа отечеству и вере,

Вместо некролога

Средняя оценка: 7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Сергей Сергеевич Аверинцев
Информация о произведении
Полное название: 
Вместо некролога
Дата создания: 
1990-1991

Памяти протоиерея о. Александра Меня. Как обычно в текстах Аверинцева, явление вписано в широкий и актуальный социо-культурный контекст.

Тема России в "Игроке" и "Подростке" Ф. М. Достоевского и в "Голосе из хора" А. Д. Синявского

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Григорий Соломонович Померанц
Информация о произведении
Полное название: 
Тема России в "Игроке" и "Подростке" Ф. М. Достоевского и в "Голосе из хора" А. Д. Синявского
Дата создания: 
2006

 

Россия в философии истории Померанца.

                                * * *

Лето Господне

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Информация о произведении
Полное название: 
Лето Господне
Дата создания: 
1927 - 1948
История создания: 

«Лето Господне» (19271948) был издан в полном варианте в Париже в 1948 г. (YMCA-PRESS). Состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». «Праздники» были изданы отдельно в 1933 г. в Белграде.
(Из Википедии)

"Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать

Шмелев Иван

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Иван Сергеевич Шмелев
Информация об авторе
Даты жизни: 
1873 - 1950
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, Германия, Франция
Творчество: 

На сайте Fictionbook
В Либрусеке
В Альдебаране
На "Ладошках"
"Богомолье" в электронной библиотеке "Православие и современность"
new Произведения Шмелева на других религиозных сайтах:
http://preobrazhenie.paskha.ru/Iskusstvo/shmelev_yablochny_spas/
http://www.evangelie.ru/forum/t27867.html

______________________________________________________________

Н. Желтова. "Неупиваемая чаша" И.С. Шмелева: поэтика русской красоты 
Глава о творчестве Шмелева в книге "Общая характеристика и основные тенденции прозы первой волны русской эмиграции"
Предисловие О. Михайлова к одному из перестроечных изданий Шмелева.
"Бессилие души" и "хихикающий восторг": проблема интеллигенции в творчестве А.П. Чехова и И.С. Шмелева
Н. Головкин. Крест Ивана Шмелева
И. Волгин. Достоевский в изгнании (Переписка И.С. Шмелева и И.А. Ильина)
глава о Шмелеве в книге М. Дунаева "Вера в горниле сомнений"
Об архиве писателя, еще об архиве на сайте радиостанции "Эхо Москвы"

new http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6017.php история выдвижения Шмелева на Нобелевскую премию параллельно с Буниным и Мережковским

Биография: 

обновление ссылки К. Ковалев. Последний путь Ивана Шмелева
Биография Шмелева в библиотеке Гумер
Праздники, радости, скорби Ивана Шмелева (биография писателя на сайте Православие.ру)
new статья в Кругосвете
new статья в русском гуманитарном энциклопедическом словаре
new статья в Википедии

* * *

И.С. и О.А. Шмелевы. 1926<br />
И.С. и О.А. Шмелевы (1926 год)

* * *

Иван Шмелев и Крым : "Мечта – жить в Крыму – сбылась для Шмелева, но страшным образом. Писатель пережил здесь все ужасы гражданской войны и самую страшную беду – 3 марта 1921 года большевики расстреляли в Феодосии его единственного сына Сергея"

* * *

К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. Вилла «Жаворонок». Капбретон. 1926<br />
 Константин Бальмонт и Иван Шмелев: "Если бы мне сказали лет тридцать тому назад, что придет день, когда я буду приветствовать Бальмонта как друга и собрата, я ни за что бы не поверил. В те времена нас, прозаиков, и их, поэтов-символистов, разделяли необозримые пространства"

_____________________________________________

Отрывки из переписки Шмелева и Чуковского
new http://www.imwerden.info/pdf/schmelev_i_bredius-subbotina_perepiska_tom1_2003.pdf Шмелев И. С. и Бредиус-Субботина О. А. «Роман в письмах. Том 1. Письма 1939-42 годов в биб-ке ImWerden
Выдержки из книги "И.С. Шмелев и О.А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах" . Обзор этой переписки
new http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6016.php переписка Шмелева с Зинаидой Гиппиус, Ксенией Деникиной и др. на сайте журнала Наше наследие
Переписка Шмелева и Т. Манна
Переписка Шмелева с эмигрантским писателем Рощиным

Старинная купеческая семья. Детство в Замоскворечье. Первые литературные опыты. То религиозный экстаз, то приступы атеизма.

Почва и судьба

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Сергей Владимирович Лезов
Информация о произведении
Полное название: 
Почва и судьба
Дата создания: 
1994
История создания: 


Слово о трилогии Эли Визеля "Ночь. Рассвет. День".

Христианское в христианстве

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Христианское в христианстве
Дата создания: 
1989-1991
История создания: 

Предисловие к сборнику "Социально-политическое измерение христианства", 1994

 

1

Христианство после Освенцима

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Христианство после Освенцима
Дата создания: 
1988-1990
История создания: 

"В середине 80-х годов я обнаружил, что эти профессиональные занятия изменили мое понимание церковных и политических дел. Я попытался понять, что же изменилось. Постепенно складывались некоторые предположения, требовавшие обоснования и проверки. Со временем я стал излагать эти мысли, пользуясь разными поводами. Главные идеи статьи "Христианство после Освенцима" я сформулировал в одноименном докладе, впервые прочитанном в академическом клубе германистов (апр. 1988 г.). Тогда название доклада звучало по-русски непривычно. Целиком статья была опубликована в журнале "Страна и мир" (Мюнхен), затем в "Октябре" (1990 г., # 10).
Позже я решил применить некоторые важные для меня идеи и критерии для анализа "либеральной субкультуры в русском православии" - той среды, которая дала мне первые импульсы к самостоятельному мышлению и которой я многим обязан. Один из отрывков - о покойном протоиерее А.Мене - был опубликован в "Независимой газете" (февраль 1993 г.). Этот текст был встречен с непониманием, в котором, конечно, виновен только автор. Мои предпосылки и credo не были сформулированы в явном виде.
И все-таки жаль, что предложенные (и выстраданные) мной соображения почти не встретили осмысленной и понимающей критики в печати, а только - если говорить без ханжества - апологетическую брань неумных людей, беспомощные аргументы pro domo sua..."
из авторского предисловия 1994 года

Первая статья "опыта в двух частях" под названием "Национальная идея и христианство".

Лёзов Сергей

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Сергей Владимирович Лёзов
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. 1954
Язык творчества: 
русский, английский
Страна: 
Россия
Творчество: 

Труды Лезова, 1986-2009, (в формате PDF) на сайте РГГУ http://ivka.rsuh.ru/article.html?id=78809

Лезов в библиотеке Якова Кротова http://www.krotov.info/history/20/1980/lezov.html

В биб-ке Гумер http://www.gumer.info/authors.php?name=%CB%E5%E7%EE%E2+%D1.

                                      * * *

Яков Эйделькинд, "Будущее старое и будущее новое", в журнале "Неприкосновенный запас" http://infoart.udm.ru/magazine/nz/n5/eide.htm

новое http://xeno.sova-center.ru/1ED6E3B/216049A/216448C В. Лихачев, «Церковные либералы»: Теология-после-Освенцима на православной почве", с сайта информ-аналитического центра СОВА

* * *

Диакон Андрей Кураев против Российского Православного университета и его преподавателей, в частности, Лезова, в статье под названием "Оккультизм в Православии" http://biblion.narod.ru/htm/Diakon_Andrey_Kuraev_-_Okkultizm_v_Pravoslavii.htm

Биография: 

новое http://old.russ.ru/antolog/inoe/lezov_o.htm "Сомнение как элемент веры. Сергей Владимирович Лёзов", с сайта старый Журнальный зал

http://magazines.russ.ru/authors/l/lezov/ на сайте Журнальный зал

Ссылки на общественную деятельность: 

Участвовал в правозащитном движении, выступал за предоставлении независимости Нагорному Карабаху

Современный русский библеист, культуролог, историк религии, религиозный мыслитель, специалист в области древних языков. Уроженец Смоленска.

Цветики милые братца Франциска

Средняя оценка: 6.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Аверинцев Сергей Сергеевич
Информация о произведении
Полное название: 
Цветики милые братца Франциска

Итальянский католицизм глазами русской интеллигенции и Франциск Ассизский как долгожданный посредник между церквами, в духе рассудительного экуменизма.

Даниэль Штайн, переводчик

Средняя оценка: 8 (8 votes)
Полное имя автора: 
Людмила Евгеньевна Улицкая
Информация о произведении
Полное название: 
Даниэль Штайн, переводчик
Дата создания: 
2006
История создания: 

Вот что говорит Люмила Улицкая в интервью Шендеровичу:
"Подлинное имя – Даниэль Руфайзен. Но пока я пыталась написать документальный роман,  то меня ужасно, мне было трудно писать, потому что я не умею писать документальные романы, меня ужасно материал, реальная жизнь очень сдерживала. А вот когда я ему назначила другую фамилию,
позволила себе придумать часть его окружения… И, кроме того, ведь биография – практически все описано так,
как было с настоящим человеком Руфайзеном. Единственное, он умер от сердечного приступа на самом деле, а я…
 – автомобильная катастрофа. Но, в общем, очень близко к некоторой подлинной судьбе человека. Действительно,
мне очень хочется чуть-чуть хотя бы о нем рассказать. В 59 году этот человек уезжает в Израиль.
Он уезжает в Израиль в тот момент, когда государство уже существует, туда едут евреи, и он хочет вернуться в
страну предков, чтобы там восстановить церковь Иакова. Что такое церковь Иакова, вы понимаете. Это та церковь,
 которая была первая после смерти Иисуса. После смерти и воскрешения Христа была церковь,  которой руководил и был первый епископ Иаков, брат Господень. Это была служба, которая практически еще не отделились от синагоги, это была секта в рамках иудаизма. Но это то, слово христианства еще не было, это то самое начало, где все произошло. И он ехал в Израиль, чтобы восстановить церковь Иакова,  чтобы служить снова на иврите, чтобы евреев снова вернуть в ту самую воду.
Надо сказать, что он очень много положил на это усилий. Первое, что он сделал, он задал себе вопрос: я хочу знать, во что веровал Иисус, во что веровал мой учитель. И он стал изучать иудаизм и  этот период, когда возникло христианство, учение Христа так, как его видели иудеи того времени. Существуют, кстати, очень интересные источники по этому поводу, немножко раньше кумранские рукописи. И вот исследуя эти проблемы, он понял, что непреодолимой пропасти нет. Мы знаем, что она весьма огромная, эта пропасть, но пока он жив был, то его существование, его служба, его пребывание, а он католик, его пребывание в христианстве и его пребывание на Святой земле парадоксальным образом не были противоречивы, он как-то органично смог быть одновременно евреем, быть христианином, вызывая раздражение, конечно, и у тех, и у других. Но поскольку он был лично необычайно прекрасным человеком, я-то думаю, что святой, то пока он был жив, это ему вполне удалось"

Поэтика ранневизантийской литературы

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Аверинцев Сергей Сергеевич
Информация о произведении
Полное название: 
Поэтика ранневизантийской литературы
Дата создания: 
1977

Классический труд, уверенно, но без тени профанации адаптирующий к нашему сознанию и воображению марсианский мир восточной раннехристианской культуры, тесно связанной с последующей русской.

Ленты новостей