Где рождается литература?

Не дает мне покоя вопрос, затронутый вчера Fiery-Angel'ом )))
А действительно: в учебниках и критических статьях мы привыкли читать, что литература такой-то эпохи рождалась там-то: в таких-то кругах, прослойках, "анклавах", сообществах и даже странах (литература Возрождения рождалась в Италии, а классицизма - во Франции). Где, по вашему мнению, рождается современная литература? Географически и социально? И какого читателя ищет?

Ответ: Где рождается литература?

География самая широкая - уже с древности.
Возрождение - в Европе, а в Китае - Ланьлинский насмешник.
В каких кругах - не угадаешь, как генералы, готовящиеся всегда к предыдущей войне.

svv wrote:География

svv wrote:
География самая широкая - уже с древности.
Возрождение - в Европе, а в Китае - Ланьлинский насмешник.
В каких кругах - не угадаешь, как генералы, готовящиеся всегда к предыдущей войне.

А вот и интересно было бы угадать! Благо, материал есть в виде многочисленных эссе и рейтингов ) Вот Fiery-Angel говорит, что современная литература рождается не в России. А мне кажется, что либо географический принцип сейчас вообще не работает, либо все же именно в России. Точнее, в славянском мире,  в восточноевропейской диаспоре. И в этой современной литературе уже сложно усомтреть преемственность с западноевропейскими модернизмом и постмодернизмом. Она их "перекрасила" до неузнаваемости. Или все же аналогичные процессы идут и у чисто западных авторов и вопрос скорее в менталитете некоего космополитичного слоя?
Пенелопа, преемственность, конечно, была. Но Испания - не страна классицизма. Она насквозь барочна. Классицизм как стиль - создание французского духа, "острого галльского смысла". А "сумрачный германский гений" породил ту самую Реформацию, которая тоже больше тяготеет к барокко.
И роман родился не в Англии. Другое дело, что самыми восприимчивыми к этой идее оказались англичане )

inkling wrote:А вот и

inkling wrote:

А вот и интересно было бы угадать!

Ставлю на Китай и Иран (+Россия) в смысле географии.
Поэзия - сейчас больше на рок-концертах и в блогах, чем в печати.

svv wrote:Ставлю на

svv wrote:

Ставлю на Китай и Иран (+Россия) в смысле географии.
Поэзия - сейчас больше на рок-концертах и в блогах, чем в печати.

Ну, это смотря в какой печати. Хотя... см. размышления Цветкова о великих поэтах ))) Кандидатов на собрание сочинений, пожалуй, нет.
А вот с Китаем и Ираном - поясните, пожалуйста )) Мне кажется, китайская литературная традиция себя исчерпала. точнее, оно выступает этаким национальным "якорем", тогда как сама жизнь в тсране меняется по западному образцу. То есть, такого толчка мировой литературе, как символисты или экзитенциалисты во Франции, как скандинавские и немецкие символисты и т. д. они не дадут. В Иране это процесс расхождения между национальной культурой и современным образом жизни еще более давний и интенсивный. Поскольку и культуры-то единой не было, всегда распадалась на подмножества, из которых дай бог одно несло хоть какую-то письменную традицию и язык. так что в глобальном масштабе - сомневаюсь. )

Где рождается литература?

А вот не родилсась литература классицизма во Франции. Ибо  вся полемика по поводу "Сида" касалась канонов уже сложившихся.  И сложились они в Испании.   
 Или вот роман - казалась бы он появился в Англии. Только в вопросах образования англичанок  времен Свифта и  Дефо  было две стороны. Одна была за обучение истории, латинскому и греческому, а вторая за то, что достаточно грамоты, вышивания, музыки и французского (ну т еще танцы, вареньяюю). Французский нужен  был того, что  бы  читать романы. Но кто помнит французские  романы конца 16-начала 17 века?

Ответ: Где рождается литература?

Классицизм придуман в Испании, но вот только хорошо получилось у французов, точно также как с романом.
То есть идеи в одном месте создаются, а реализуются в другом.    

Ответ: Где рождается литература?

inkling, мне думается, что писатель в современном мире может родиться в любой прослойке и в любой стране, хоть в Гвинее-Бисау. Необходимыми условиями являются доступность книг для чтения и самообразования. Плюс талант и потребность писать. Важно другое. Большинство писателей в современном мире - профессионалы. Они не только пишут, но и зарабатывают себе этим на жизнь. Поэтому и требования к ним другие. Нужно уложиться в срок и заинтересовать некоторый n-й круг читателей, найти у них отклик. В этом есть и положительные и отрицательные черты. Здесь все неоднозначно. Пройти этот путь к вершинам славы и признания, более того - стать не просто известными, но "великими" писателями, "серьезными" писателями удается далеко не всем. Здесь, помимо таланта, нужна удача. Да и далеко не все писатели ставят такие цели. Многие просто зарабатывают деньги. В любом случае настоящим писателем становится тот, кто очень внимательно присматривается к происходящим в мире процессам, к окружающей его жизни, умеет выделить из повседневности что-то общее, незаметное, какие-то черты, тенденции, явления, психологические стереотипы, которые "простые люди" (в смысле не писатели) видят, но не замечают. Выделив эти вещи, писатель перенесет их в созданный им мир литературного произведения. Конечно он должен быть мастером слова, конечно он должен быть "практическим психологом", конечно он должен иметь огромный жизненный опыт общения с самыми разными людьми и конечно же он должен быть интеллектуалом в том смысле, что иметь огромную начитанность из информационных источников. Мир сейчас суров, но в то же время и лоялен. Суров он к примативным типам людей и лоялен к "хозяевам своей жизни". Так что ни круг, ни география не имеют решающего значения. Плохо будет в родной стране - писатель уедет за рубеж. 

Ответ: Где рождается литература?

Вы - об отдельных писателях. И это все верно ) А я о литературе в целом. Любой литературный "менталитет" (школа, направление, возможно, одна-единственная находка - как символ в поэзии модерна) имеют тенденцию транслироваться по принципу "я всегда это чувствовал и сам, только до конца не дошел". так было со всеми литературными (и не только литературными) направлениями. Всегда у литературы определенного этапа есть свой круг любимыз авторов-предшественников, любимая эстетика прошлого, любимая идея-конек, которая объединяет отдельных писателей в "литературу" - национальную или глобальную. Но есть  эпохи относительно монолитные - Просвещение и сопутствующий ему классицизм, где мысль и средства выразительности развиваются в одном направлении. А есть - дискретные, когда один и тот же стимул порождает кучу разных на него реакций (см. разнообразие мелуких групп и направлений на рубуже 19 и 20 веков). какие-то из них жизнеспособны, какие-то - нет, но "родитель" у них, как правило, один и тот же.
А для современной литературы такие "родители" есть? В каких странах и эпохаха? Или мы - сами по себе, вышли из любой преемственности? если да - есть ли результат у такого подхода. Вот говорили мы о Прусте и Джойсе. Оба жделают то же самое, что делали в живописи модернисты рубежа веков, что делают в архитектуре - эклектика и конструктивизм, в музыке - новые теории атонической музыки: "раскалывают" привычный мир, чтобы сложить новое, свежее впечатление, выйти из однолинейной цеопчки традиции и преемственности, использовать свой культурный и образный  "багаж" по-другому. А что, в целом, делает современная литература? От чего пытается освободиться или что высвободить? Если это понять, то и будет ясно, какие пружины подталкивают к творчеству. Комерческое искусство - вне рассмотрения в этом контексте. разве что как внешняя "пружина": кто и за что сегодня писателю платит? И косвенно - каков читатель, который это потребляет и которого платящие писателю инстанции обслуживают, и каков альтернативный, подлинный писатель, чему он противостоит в самом контексте культуры.

P. S.

Ответ: Где рождается литература?

современная литература делается в англии и сша. что, конечно, не исключает наличие интересных авторов в других странах, но ориентиры, полагаю, сейчас устанавливают они. Исторически мощное латиноамериканское направление, включая и близкие им европейские испаноязычные литературы. Французы и немцы протухли, я считаю. Скандинавскую совр. литературу можно выделить

Ответ: Где рождается литература?

inkling, сейчас информационное общество и писатель вполне самодостаточен и может творить один. А предшественники, опыт которых он использует могут быть из самых разных стран и эпох. Я думаю неправильно отталкиваться от направлений и школ. Это какой-то коллективизм. Может и не быть цели сказать нечто новое, принципиально отличающееся. А вот цель отобразить современную жизнь в тех ракурсах, о которых я уже упоминал должна присутствовать. Мне же как читателю гораздо интереснее сами персонажи произведений, сам мир произведения. А направления и школы лишь приложение. Я не претендую на какое-то академическое знание литературных процессов. Мир, созданный в книге - вот что для меня важно. Современный писатель может не нуждаться в соратниках и единомышленниках. Он сам может быть личностью вполне самодостаточной.
Вы мне вот что лучше скажите. Мне это интересно. За последние 10 лет кто из российских писателей получил какую-нибудь международную литературную премию? Нобелевскую, букеровскую, пулитцеровскую и т.д. Может оказаться так, что те темы, о которых пишут наши писатели в мире никому кроме нас русских неинтересны. Слишком уж мы замкнуты на себе, на нашей нац. идее, нашей уникальности. А на самом деле, если посмотреть со стороны, может оказаться, что у нас просто не хватает лояльности, мы страдаем ксенофобией, да и просто неинтересны для остального мира. Итак о премиях?

Ответ: Где рождается литература?

ну, из русских писателей джозеф кутзее получил нобелевскую премию. сильно интересный писатель.

benefactor, я с вами

benefactor, я с вами согласен. Добавлю, что и в Европе тоже есть достойные авторы. Взять хотя бы Кундеру, Павича, в Японии - Мураками. Про французов вы зря. И у них есть интересные совр. авторы. В Турции есть Памук. В Индии - Рушди, ой, пардон, он же сейчас английский.

Ответ: Где рождается литература?

Что вы, Лок. Кутзее же южноафриканец. Роман "Осень в петербурге" не меняет его нац-ти.

Ответ: Где рождается литература?

Памук, Рушди и Кутзее есть протуберанцы классической английской литературной традиции

Ответ: Где рождается литература?

benefactor, я тоже, пожалуй, соглашусь. Но тогда интересно, что имено определило англоязычную литературу как центр? Чем она так всем импонирует? И кем делается?
Fiery-Angel, о направлениях это я к примеру, суммируя. все равно любой писатель "вырастает" на некой культурной традиции, на преемственности взглядов и проблем. Вот почему нам нечего оказалось перенять у нашей мощнейшей литературы 20 века, зато оказалось, что есть что - у западной - англо- и испаноязычной. А вот французы и правда "улетели". Их литература абсурда была последним яркми всплеском, оказавшим влияние на мировую. Потом - в целом тишина. Отдельные авторы вливаются больше в ту самую доминирующую линию.

Ответ: Где рождается литература?

литература как мы ее знаем есть продукт западной цивилизации, а разве англоязычный мир не является сейчас ее флагманом 

benefactor

benefactor wrote:
литература как мы ее знаем есть продукт западной цивилизации, а разве англоязычный мир не является сейчас ее флагманом 

Напротив, литература независимо возникла у ряда восточных (в лучшем случае ближневосточных) народов, откуда распространилась на Запад.

про "нечего

про "нечего перенять" неизвестно, век только начался.

Ответ: Где рождается литература?

Ну, если даже это так, то где гарантия, что эта ситуация вечна? )) Может, мы по привычке так думаем? И потом, в условиях отсутствия понятия интеллектуализма в прежнем значении (о чем говорили уже), она (литература) из каких-то других мест этой цивилизации выскакивает. До 18 века - аристократическая по преимуществу. Потом ее генерируют представители среднего класса и "разночинцы" (если это понятие к аналогичному западному слою применимо, но уж использую, чтобы отличить от буржуа). Сейчас говорят о смещении творческого центра тяжести именно в эмигрантские слои в одном-двух поколениях, в "разноцветный" Запад.
P. S.  А свет письменности и правда - шел с Востока ))))

Ответ: Где рождается литература?

преимущество современной англоязычной литературы - коммерческое прежде всего - привычные жанровые рамки, наличие переводчиков и читающих по-английски во всех странах. Это нормально, такое их количество и должно быть, но нормально ли положение с другими языками? Просто никто (какой-то достаточно широкий круг не профессионалов-переводчиков, а просто людей , знающих язык настолько, чтобы читать на нём) на них не читает и не может даже сообщить об интересных новинках, откуда же взяться спросу на них, в результате они не переведены и даже неизвестны нам.

Ответ: Где рождается литература?

Это характерно и для восприятия и русской литературы за рубежом.

Ответ: Где рождается литература?

такой гарантии конечно нет. литература выскакивает из многих мест этой цивилизации, но на данном этапе преимущественно выскакиваетна английском языке

т.е. вы утверждаете, что литература как мы ее сейчас знаем есть продукт творчества народов востока?

Ответ: Где рождается литература?

Нет. Что она несет серьезный отпечаток восточной культуры с самого начала ) Но сейчас это несущественно. А вот проблема перевода - да, весьма. Думаю, дело главным образом в ней, а не в примате атлантической цивилизации в целом. Другим сквозь это щит просто не пробиться. Так что при сравнении стоит прикидывать и этот баланс. Я лично не уверена в стольь очевидном доминировании английской литературы при условии равной легкости перевода и интенсивности переводов для интересных авторов неанглоязычных стран. Эта литература, как когда-то Рим, до некоторой степени насильственно аккумулирует в себе все, что происходит в культурном пространстве. И как римкская культура, когда-то должна развалиться на "региональные" составляющие, одна из которых станет новой доминантой.
Я так понимаю, вы думаете, что до этого еще далеко? И пока предпосылок нет?

Ответ: Где рождается литература?

Но повторюсь: меня интересует даже не география. Как читателю и "интеллектуалу" мне все равно, где будет пространственно располагаться ее центр. Хотя в Буркина-Фасо! А мне интересно, кто, какая прослойка, какое "сообщество" транслирует мне сейчас свое видение мира и человека?
По поводу Мураками ) не так давно я впала в ступор, когда меня попросили порекомендовать японского писателя, который дал бы представление о современной Японии. Перебрала тех, кого знаю (немного, правда), - и не нашла! Практически все пишут на английском языке и используют западные сюжеты. если национальная окраска там и есть, то довольно незначительная, на уровне нюансов восприятия.

Ответ: Где рождается литература?

вообще-то, для начала стоит определить, что такое литература и ее функции. для меня литература - это параллельная эволюция человека, социума и человечества, причем более экстравагантная, чем реальная, поскольку менее стеснена ограничением действительных обстоятельства. т.е. в некотором смысле идеальная эволюция, в которой испытываются все возможности человечности и социума, на данный момент лишенные какого-либо шанса быть воплощенными. в этом смысле я не вижу в той совр. англоязычной литературе, которую знаю, этого основного диагностического признака. в основном, там идет отработка известных моделей человека и общества. а вот где идет неизвестных, вероятностных, таких же новых, как для римского мира были христианство и гностицизм, допустим - воплощенных в литературных формах, если относиться к разного рода св. писаниям как видам и жанрам литературы - я просто не знаю, не вижу. ну, исключая китай, индию и проч. полинезию - в этих литературах я полный невежда.

Ответ: Где рождается литература?

Почему думаю о Китае и Иране:
там происходят самые резкие перемены, причём непросто изменения, а качественные изменения, взрывной рост числа грамотных и интеллигентных людей.
Происходит спор с "западной" цивилизацией, он ведь не между монолитным обществом Китая или Ирана, с одной стороны, и "Западом", с другой, он идёт внутри этих стран, внутри их интеллигенции.
Почти та же картина в Индии, но там в элите как будто и нет этого спора между западниками и "иными" и языком они пользуются английским. Может быть будет и по-другому, но мне кажется, что это согласие (о "западном" пути) и пользование английским языком (вместе с выросшими в нём понятиями) помогут им более безболезненно прогрессировать в политике и экономике, но не будут способствовать расцвету литературы.

Ответ: Где рождается литература?

Ага! Поймала! Литература все равно рождается на мировоззренческом, метафизическом конфликте. если его нет, она просто бесконечно воспроизводится в разных вариациях. И число красивых эстетически форм - конечно.
Конфликт, Лок и svv правы, должен быть сильным, но еще и транслируемым, самоподдерживающимся. Вроде того же христианства в Риме (точнее, того, что оно отображало) или пресловутой Реформации в Европе. И такого конфликта в англоязычной литературе сейчас, кажется, нет. В испаноязычной, думаю, он еще присутствует, но уже исчерпывается. В скандинавской - плохо ее знаю, не могу сказать, есть ли там в этом смысле что-то принципиально новое. А "восточные" конфликты, включая и нас, находятся вне дискурса.Поэтому и известны только "протуберанцы" доминирующей культуры.

Ответ: Где рождается литература?

конфликта может и нет. сейчас в западной лит-ре, насколько я могу судить, обыгрываются основные бяки нашего постиндустриального мира навроде тотальной отчужденности,утраты аутентичности, консьюмеризма и т.п. ну и всякого рода рефлексии на тему как мы (они) дошли до жизни такой. 

Конечно, не исключено что живет сейчас где-нить како-нить там тутуола и только отсутствие под боком переводчика мешает нам прильнуть. Но что бы в данный момент существовала неизвестный нам литературный пласт, открытие которого позволило бы сказать что вот, литературный центр сместился, например, на восток, я не верю чесгря. Потому что это модель касталии - жизнь в одном месте, культура в другом месте - я в это не могу поверить. А "жизнь", колбасня здесь на западе,  а та колбасня что у "них" суть есть результат конвергенции их с нами. У них как бы нет ничего такого, что при экспорте нам может взорвать процесс, максимум они могут отдать нам наши же западные яйца подкрашенные местным колоритом (памук, рушди, мураками). Наверное, самая продвинутая страна это Непал, но там не пишут книг, насколько я знаю, там бьют в бубен

Ответ: Где рождается литература?

Нет, в том-то и дело, что жизнь и культура в разных местах быть не могут. Это точно! Поэтому я выше с вами и согласилась насчет Запада. Какая ни есть - но она наша. Это я просто к тому, что вот Fiery-Angel говорит: неинтересна мне наша литература поскольку вся современная литература делается на Западе. Но если наши выводы верны, то где бы она ни делалась, она один и тот же мир отображает. И совершенно неважно, русский автор, турецкий, японский или английский. Раздела ни географически, ни социально - нет. Такого разделения, как разделение естественного развития лит. процесса на Западе и советского инкубатора соцреализма, например. Это действительно были разные миры и разные литературы, которые можно было различать по географическо-национальному признаку.
А вот что касается самих творцов - то для современной литературы (принципиально не будем брать коммерческую поточную литературу, где рулят домохозяйки и представители  бомонда глянцевой журналистики) это те самые специалисты-интеллектуалы со всей двойственностью их нынешнего положения. И это везде так: что у нас, что в Америке.